Историк Борис Якеменко решил подробно рассказать об уникальном феномене, известном как «дембельский альбом». Как он выглядит, как его создавали, когда начали делать такие альбомы?
«Рассмотрим интереснейший феномен, в некотором смысле даже сублимацию в искусстве внешних форм армейской жизни – так называемый дембельский альбом. То есть фотоальбом, с которым военнослужащие срочной службы обычно покидали армию. Процесс изготовления альбома занимал последние два-три месяца службы и обычно превращался в особый ритуал. Альбом максимально пышно украшался, материалы для альбома (фотографии, картон, фольга, бархатная цветная бумага, кальки, шинельное сукно) заготавливались заранее. Сам альбом, как основа, приобретался в обычном магазине.
Структура альбома в целом была следующая. На обложку шинельного сукна помещалась надпись «Память о службе» и даты. Страницы красились в ровный цвет и расцвечивались цветными брызгами, создаваемыми с помощью зубной щетки и расчески. На них наклеивались фото. Между страницами обязательно помещались «кальки» – нарисованные на полупрозрачной кальке забавные рисунки, высмеивающие отдельные стороны повседневной солдатской жизни.
На последней странице альбома помещался вырезанный из газеты приказ министра обороны о демобилизации. Непременной составляющей альбома были стихотворные «эскизы», с помощью которых обозначались ключевые армейские смыслы: «Кто не был, тот будет, кто был, не забудет 730 дней в сапогах», «Кто в армии служил – тот в цирке не смеется», «Кто был студентом — видел юность, кто был солдатом — видел жизнь», «Не тот мужик, кто был женатым, а тот, кто был солдатом», «Солдаты плакать не умеют, они хранят тоску в себе. Их слезы только выступают холодным потом на спине», «Девчонка милая моя, Ты о любви мне говорила... Ведь служба только началась, а ты меня уже забыла» и так далее. Представленный на фото альбом содержит почти все указанные черты.
Дембельский альбом как жанр возник после Великой Отечественной Войны, а своего расцвета достиг в 1970-80-е годы, в самый разгар армейской дедовщины. Это существенная деталь – обладая массой свободного времени в последние месяцы службы, готовящиеся к демобилизации военнослужащие могли тратить его на подобного рода творчество. Именно тогда возникла даже своеобразная инфраструктура, специализировавшаяся на производстве альбомов. Солдаты первого года службы – фотографы, художники-оформители и так далее - готовили данные альбомы.
Эти альбомы стали первыми страницами в социальной сети прошедших армию, на них, как и сегодня, участники событий, нередко представали не в том виде, в котором были в жизни, украшая себя незаслуженными значками и вычурной формой с аксельбантами, становясь «героями на вынос». Дембельские альбомы было принято хранить в семье годами, показывать друзьям, родственникам, детям.
Именно дембельский альбом становился «выпускным дипломом» армии, квалификационным свидетельством того, что человек служил и иллюстрацией подробностей службы. Сегодня дембельские альбомы, следуя за временем, переместились в интернет и стали виртуальными.
Дембельский альбом – это любопытная территория встречи очень своеобразной армейской жизни и художественного творчества, где сталкиваются разные жанры – графика, рисунок, фольклор, живопись, дизайн, фотография, полиграфия. Его можно отнести к разновидностям наивного народного искусства. «Канон» альбома складывался десятилетиями, он очень консервативен и остается почти неизменным до сегодняшнего дня, поэтому представляет интерес для исследователя недавнего прошлого. Не случайно в 2001 году в Петербурге прошла выставка «Дембельский альбом – русский Art Brut», есть научные статьи, посвященные этому феномену. Если у кого-то остался от родственников такой альбом, не стоит его выбрасывать – это интересный и показательный памятник навсегда ушедшей эпохи, так же как стихотворные альбомы «уездных барышень» позапрошлого и начала прошлого века».
Своим мнением по поводу прочитанного спешите высказаться в комментариях.