Танк как символ

Захваченный фашистами тяжелый советский танк КВ-2 в 1942 году демонстрировался в Берлине. На днях в том же Берлине украинские активисты, вероятно, не знающие истории, поставили у российского посольства якобы подбитый на Украине российский танк Т-72. Якобы — потому что есть сомнения в его принадлежности российской армии. Украинцы установили на него флаг Украины и направили его орудие в сторону нашей дипмиссии. Но у берлинцев эта акция понимания не нашла: с антивоенными транспарантами они пришли к танку, сбросили с него украинский флаг и возложили к танку цветы, превратив его в стихийный мемориал жертвам конфликта. Среди выступивших против провокации оказался и правнук Отто фон Бисмарка. Да и какие чувства у немцев могут вызвать русские танки в Берлине? Хоть и подбитые. У живших в СССР и в некоторых странах Варшавского договора такой танк вызывает понятную ассоциацию — с танковыми памятниками.

Танковый памятник — самый распространённый вариант технического военного памятника в России и странах бывшего СССР. Танк выглядит более внушительно, чем, скажем, пушка, и в то же время не столь громоздок, как самолёт или корабль. Установить танк на постамент намного проще, а содержать в достойном виде дешевле. Кроме того, их много. Они есть везде — в том числе в Донецке (стоит в сквере Театральной площади, кстати, на могиле). Причем важно, что трофейные танки у нас редкость. Для человека, жившего на постсоветском пространстве, танковый памятник — это напоминание о кровопролитных боях, о цене, заплаченной за победу, о героизме танкистов (на поле боя танк может в считанные минуты превратиться в огненную смертельную ловушку, танкист это почти космонавт). Еще танк — «застывшая мощь». Причем с потенцией «ожить». Все мы помним, как ополченцам Донбасса удалось завести несколько стоящих на постаментах танков — например, в Константиновке.


Один из этих танков носил имя Иосифа Сталина. Мощный символ! Ранее, в 2006 году, толпа протестующих в Будапеште захватила и смогла завести советский танк времен ВОВ, стоявший у здания венгерского парламента. И танк реально поехал, правда, недалеко — «танкистов» забросали слезоточивыми дымовыми шашками, и те сдались. Как видите, танки невероятно живучи. В 2003 году из Невы подняли танк КВ-1, затонувший во время битвы за Ленинград. Его отреставрировали, и он снова начал ездить, несмотря на шестьдесят лет под водой.

В Берлине протестующим удалось символически «переосмыслить» провокацию украинцев и превратить танк в памятник героизму наших солдат. С помощью простого символического жеста они как бы «присвоили» себе этот танк. Теперь это место силы и притяжения для тех, кто выступает за переговоры с Россией, а для кого-то даже мемориал. Украинцам ничего не остаётся делать, кроме как убрать его с улицы. Но я надеюсь, что этот танк простоит там до конца специальной операции и станет местной достопримечательностью, напоминанием, что «нам чужого не надо, но свое мы никогда не отдадим» — как русские надписи на Рейхстаге.

Никита Томилин, специалист по массовым коммуникациям