Уже в течение 10 лет в Астраханской 15 декабря проходит региональный День Трезвости. Главный врач Астраханского областного наркологического диспансера, главный нарколог Астраханской области. Татьяна Улезко вспоминает, с чего все начиналось, и рассказывает о том, чего удалось добиться.
- Татьяна Александровна, а кто придумал отмечать такой день? Какая нужда в нем была? Какую цель он преследовал?
- Десять лет назад во всей стране была очень сложная ситуация с алкоголизацией общества. Практически катастрофическая. В Астраханской области, если брать статистику, она была более благополучной. Но статистика – это все же цифры, а речь шла о конкретных людях, более того, о молодежи, которая спивалась. Алкоголизм стремительно молодел. И мы первыми в стране стали говорить об этом, говорить о необходимости ужесточить антиалкогольное законодательство, и сами начали предпринимать меры, чтобы спасти в первую очередь молодежь.
Мы поставили перед собой задачу сформировать моду на отказ от психоактивных веществ, как одну из основ здорового образа жизни. Как мы это делали? Профилактическую работу наполнили новым содержанием. Лекции и тренинги для молодежи и подростков стали разговором по душам, очень честным ответом на вопросы, которые волновали молодежь. Была масса других мероприятий, которые преследовали цель: не только убедить, предостеречь, сохранить молодежь, но и сделать ее нашим союзником! Мы отдавали себе отчет в том, что в одиночку с такой задачей не справиться. Поэтому на протяжении последних десяти лет мы планомерно выстраивали систему межведомственного взаимодействия. И это оказалось самым действенным. Именно организация совместных профилактических мер позволила снизить распространенность алкоголизма в регионе. А день трезвости… Конечно, он не может в один миг отучить людей от пьянства, но все же дает возможность задуматься о ценности жизни. Это очень хорошо понимал губернатор области Александр Александрович Жилкин, который поддержал мою инициативу.
- В федеральном рейтинге «Трезвая Россия» Астраханская область несколько лет входила в десятку трезвых территорий, а в этом году сдала позиции. Как вы воспринимаете показания рейтинга? Насколько он, на ваш взгляд, объективен?
- Основная задача ежегодного «Рейтинга трезвости регионов» заключается в том, чтобы абсолютно независимо и объективно оценить реальную антиалкогольную политику, а также ее последствия в каждом из регионов нашей страны. Это ведь по сути серьезная общественная экспертиза конкретной работы в каждом субъекте Российской Федерации по системной защите здоровья граждан от алкогольной угрозы. Понятно, что те, кто оказался на нижних строчках рейтинга, будут говорить о его несовершенстве. Хотя, я считаю, такая экспертиза, обозначив болевые точки, какие-то недоработанные моменты, способна помочь найти действенные методы для корректировки текущей ситуации и улучшения социального климата в регионах. Нас оценивают объективно. В списке из 85 позиций мы на 13 месте. Но это говорит не о нашей недоработке, а, напротив, об очень активной работе всех ведомств и служб региона в борьбе с алкоголизмом. В наркологии статистика порой выглядит парадоксально. Вот как оценить, что у нас на учете сегодня стоит 8000 астраханцев с проблемами химической зависимости? Это хорошо или плохо? Я скажу, что это лучше, чем несколько лет назад, когда официально было зарегистрировано пациентов меньше. Это значит – нам доверяют, потому активнее обращаются за помощью.
- Вы сказали о совместных усилиях всех ведомств региона. В чем они заключаются?
- Активную профилактическую работу проводят не одни наркологи и медицинские работники. Уже много лет мы работаем в тесном взаимодействии с представителями власти, депутатского корпуса, силовыми структурами, общественными объединениями, волонтерскими и молодежными организациями. Понятно, что медицинская составляющая в этой работе очень значительна. Не случайно вот уже два года отмечается снижение смертности на территории региона. Врачи знают: в основе многих заболеваний лежит злоупотребление алкоголем. Те же сердечно-сосудистые и гастроэнтерологические проблемы считаются алкоголь-ассоциированными заболеваниями. Так что, можно сказать, что наркологи внесли свой вклад в общую систему здоровьесбережения астраханцев.
Появилась нетерпимость к пьянству. В регионе поменялось отношение к алкоголизму. Стали понимать, что это такая же болезнь, которой не следует стыдиться и с которой как можно раньше нужно обращаться к врачам.
Такой социальный прессинг не мог не сказаться на статистике. Как и проведение дней трезвости в регионе, к которым из года в год подключается все больше астраханцев, как и наши законодательные инициативы, и ряд других мер, которые сегодня стали федеральными законами, но первыми начали применять их на своей территории именно мы.
- О каких мерах идет речь?
- Я была одним из разработчиков областных Законов, в том числе о запрете на продажу слабоалкогольных энергетических напитков в розницу и тоников детям. Такие ограничения в регионе были введены еще в 2014 году, а на федеральном уровне они вступили в силу только с января 2018. Мы работаем с опережением, поскольку хорошо владеем ситуацией. Именно у нас еще 2011 году был принят приказ областного министерства здравоохранения «Об учете комбинированных кодеинсодержащих препаратов», что позволило не допустить нарастания злоупотребления ими и практически уберегло многих потребителей наркотических средств в том числе и от ВИЧ-инфекции. На федеральном уровне подобное постановление было принято лишь через год. С 2008 года в нашей области при прохождении медицинского освидетельствования для получения лицензии на право приобретения оружия производилось химико-токсикологическое исследование, эта астраханская инициатива была закреплена приказом областного минздрава, и только через пять лет - и федеральным законодательством. На рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится наше предложение об обязательном лечении женщин, в отношении которых решается вопрос о лишении родительских прав из-за проблем с алкоголем. Надеюсь, оно будет принято на законодательном уровне.
- Видите, как нерасторопна государственная машина...
- К сожалению, сильно алкогольное лобби. Это огромные деньги. Демагогией веет от заявлений о том, что принудительное лечение попирает права человека. Все забывают о том, что главное право человека – это его право на жизнь и здоровье, а алкоголизм это исключает. Я думаю, здравый смысл все же победит. Хотя все происходит не так быстро, как хочется, но происходит. А мы сами в ожидании законодательного документа не сидим сложа руки. работаем. Уже два года у нас действует программа медицинского сопровождения женщин, которым грозит лишение родительских прав, принявших добровольное решение лечиться от алкоголя, и уже можно говорить об ее эффективности. В 2017 году в программу медицинского сопровождения было включено 68 человек, из них 37 человек прошли лечение с последующей реабилитацией. Все семьи не лишены родительских прав, 35 семей, в которых матери прошли лечение полностью, вернули детей в кровную семью из социальных учреждений. За 10 месяцев 2018 года в наркодиспансере находились на лечении 62 женщины, и 52 из них прошли полный курс лечения. Этот показатель уже выше, чем в прошлом году, и говорит о том, что у пациенток появилось доверие к наркологической службе, и что общие усилия оказались не напрасными.
Опыт преемственности медицинского сопровождения женщины, принявшей решение пройти курс лечения, заключается в системе последовательных медицинских, психотерапевтических и реабилитационных мер, которые приводят к определенному результату. К сожалению, не к стопроцентному, как хотелось бы, но достаточно высокому, который стал возможен благодаря межведомственному взаимодействию, ведь семья с проблемами оказывается под контролем всех звеньев одной цепи: участкового врача, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки, учреждений социальной защиты, школы и наконец наркологов. 70 детей, которые вернулись в кровные семьи, - это убедительный итог планомерной работы. И опять наша область оказалась впереди других регионов, не опасаясь брать на себя ответственность за свои действия.
- Вы постоянно выступаете на различных российских и зарубежных площадках. Как воспринимают астраханский опыт?
- Я рассказывала об опыте нашего региона в реализации проекта «Трезвый регион – здоровый регион», о конкретных результатах многолетней работы. Не скрою, многие были удивлены, что можно выстроить такую стройную систему работы, в которой задействованы все уровни власти и общества. И я не устаю повторять, что остановить такое зло, как алкоголизм и наркотики, можно только общими усилиями, реальной работой на всех уровнях. Как на войну за Отечество поднимались все – от мала до велика, так должно быть и здесь.
Когда десять лет назад мы перестраивали профилактическую и реабилитационную работу, мы понимали, что работаем на отсроченный результат. Может быть, кто-то и считает, что наша работа – всего лишь капля, которая точит камень, но за последние десять лет в регионе проходит такая активная антиалкогольная политика, что вчерашние подростки, повзрослев, принимают трезвый образ жизни как данность. И, получается, мы смогли убедить это поколение: в жизни есть что-то более ценное, чем алкоголь и наркотики.
AST-NEWS.ru
- Татьяна Александровна, а кто придумал отмечать такой день? Какая нужда в нем была? Какую цель он преследовал?
- Десять лет назад во всей стране была очень сложная ситуация с алкоголизацией общества. Практически катастрофическая. В Астраханской области, если брать статистику, она была более благополучной. Но статистика – это все же цифры, а речь шла о конкретных людях, более того, о молодежи, которая спивалась. Алкоголизм стремительно молодел. И мы первыми в стране стали говорить об этом, говорить о необходимости ужесточить антиалкогольное законодательство, и сами начали предпринимать меры, чтобы спасти в первую очередь молодежь.
Мы поставили перед собой задачу сформировать моду на отказ от психоактивных веществ, как одну из основ здорового образа жизни. Как мы это делали? Профилактическую работу наполнили новым содержанием. Лекции и тренинги для молодежи и подростков стали разговором по душам, очень честным ответом на вопросы, которые волновали молодежь. Была масса других мероприятий, которые преследовали цель: не только убедить, предостеречь, сохранить молодежь, но и сделать ее нашим союзником! Мы отдавали себе отчет в том, что в одиночку с такой задачей не справиться. Поэтому на протяжении последних десяти лет мы планомерно выстраивали систему межведомственного взаимодействия. И это оказалось самым действенным. Именно организация совместных профилактических мер позволила снизить распространенность алкоголизма в регионе. А день трезвости… Конечно, он не может в один миг отучить людей от пьянства, но все же дает возможность задуматься о ценности жизни. Это очень хорошо понимал губернатор области Александр Александрович Жилкин, который поддержал мою инициативу.
- В федеральном рейтинге «Трезвая Россия» Астраханская область несколько лет входила в десятку трезвых территорий, а в этом году сдала позиции. Как вы воспринимаете показания рейтинга? Насколько он, на ваш взгляд, объективен?
- Основная задача ежегодного «Рейтинга трезвости регионов» заключается в том, чтобы абсолютно независимо и объективно оценить реальную антиалкогольную политику, а также ее последствия в каждом из регионов нашей страны. Это ведь по сути серьезная общественная экспертиза конкретной работы в каждом субъекте Российской Федерации по системной защите здоровья граждан от алкогольной угрозы. Понятно, что те, кто оказался на нижних строчках рейтинга, будут говорить о его несовершенстве. Хотя, я считаю, такая экспертиза, обозначив болевые точки, какие-то недоработанные моменты, способна помочь найти действенные методы для корректировки текущей ситуации и улучшения социального климата в регионах. Нас оценивают объективно. В списке из 85 позиций мы на 13 месте. Но это говорит не о нашей недоработке, а, напротив, об очень активной работе всех ведомств и служб региона в борьбе с алкоголизмом. В наркологии статистика порой выглядит парадоксально. Вот как оценить, что у нас на учете сегодня стоит 8000 астраханцев с проблемами химической зависимости? Это хорошо или плохо? Я скажу, что это лучше, чем несколько лет назад, когда официально было зарегистрировано пациентов меньше. Это значит – нам доверяют, потому активнее обращаются за помощью.
- Вы сказали о совместных усилиях всех ведомств региона. В чем они заключаются?
- Активную профилактическую работу проводят не одни наркологи и медицинские работники. Уже много лет мы работаем в тесном взаимодействии с представителями власти, депутатского корпуса, силовыми структурами, общественными объединениями, волонтерскими и молодежными организациями. Понятно, что медицинская составляющая в этой работе очень значительна. Не случайно вот уже два года отмечается снижение смертности на территории региона. Врачи знают: в основе многих заболеваний лежит злоупотребление алкоголем. Те же сердечно-сосудистые и гастроэнтерологические проблемы считаются алкоголь-ассоциированными заболеваниями. Так что, можно сказать, что наркологи внесли свой вклад в общую систему здоровьесбережения астраханцев.
Появилась нетерпимость к пьянству. В регионе поменялось отношение к алкоголизму. Стали понимать, что это такая же болезнь, которой не следует стыдиться и с которой как можно раньше нужно обращаться к врачам.
Такой социальный прессинг не мог не сказаться на статистике. Как и проведение дней трезвости в регионе, к которым из года в год подключается все больше астраханцев, как и наши законодательные инициативы, и ряд других мер, которые сегодня стали федеральными законами, но первыми начали применять их на своей территории именно мы.
- О каких мерах идет речь?
- Я была одним из разработчиков областных Законов, в том числе о запрете на продажу слабоалкогольных энергетических напитков в розницу и тоников детям. Такие ограничения в регионе были введены еще в 2014 году, а на федеральном уровне они вступили в силу только с января 2018. Мы работаем с опережением, поскольку хорошо владеем ситуацией. Именно у нас еще 2011 году был принят приказ областного министерства здравоохранения «Об учете комбинированных кодеинсодержащих препаратов», что позволило не допустить нарастания злоупотребления ими и практически уберегло многих потребителей наркотических средств в том числе и от ВИЧ-инфекции. На федеральном уровне подобное постановление было принято лишь через год. С 2008 года в нашей области при прохождении медицинского освидетельствования для получения лицензии на право приобретения оружия производилось химико-токсикологическое исследование, эта астраханская инициатива была закреплена приказом областного минздрава, и только через пять лет - и федеральным законодательством. На рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится наше предложение об обязательном лечении женщин, в отношении которых решается вопрос о лишении родительских прав из-за проблем с алкоголем. Надеюсь, оно будет принято на законодательном уровне.
- Видите, как нерасторопна государственная машина...
- К сожалению, сильно алкогольное лобби. Это огромные деньги. Демагогией веет от заявлений о том, что принудительное лечение попирает права человека. Все забывают о том, что главное право человека – это его право на жизнь и здоровье, а алкоголизм это исключает. Я думаю, здравый смысл все же победит. Хотя все происходит не так быстро, как хочется, но происходит. А мы сами в ожидании законодательного документа не сидим сложа руки. работаем. Уже два года у нас действует программа медицинского сопровождения женщин, которым грозит лишение родительских прав, принявших добровольное решение лечиться от алкоголя, и уже можно говорить об ее эффективности. В 2017 году в программу медицинского сопровождения было включено 68 человек, из них 37 человек прошли лечение с последующей реабилитацией. Все семьи не лишены родительских прав, 35 семей, в которых матери прошли лечение полностью, вернули детей в кровную семью из социальных учреждений. За 10 месяцев 2018 года в наркодиспансере находились на лечении 62 женщины, и 52 из них прошли полный курс лечения. Этот показатель уже выше, чем в прошлом году, и говорит о том, что у пациенток появилось доверие к наркологической службе, и что общие усилия оказались не напрасными.
Опыт преемственности медицинского сопровождения женщины, принявшей решение пройти курс лечения, заключается в системе последовательных медицинских, психотерапевтических и реабилитационных мер, которые приводят к определенному результату. К сожалению, не к стопроцентному, как хотелось бы, но достаточно высокому, который стал возможен благодаря межведомственному взаимодействию, ведь семья с проблемами оказывается под контролем всех звеньев одной цепи: участкового врача, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки, учреждений социальной защиты, школы и наконец наркологов. 70 детей, которые вернулись в кровные семьи, - это убедительный итог планомерной работы. И опять наша область оказалась впереди других регионов, не опасаясь брать на себя ответственность за свои действия.
- Вы постоянно выступаете на различных российских и зарубежных площадках. Как воспринимают астраханский опыт?
- Я рассказывала об опыте нашего региона в реализации проекта «Трезвый регион – здоровый регион», о конкретных результатах многолетней работы. Не скрою, многие были удивлены, что можно выстроить такую стройную систему работы, в которой задействованы все уровни власти и общества. И я не устаю повторять, что остановить такое зло, как алкоголизм и наркотики, можно только общими усилиями, реальной работой на всех уровнях. Как на войну за Отечество поднимались все – от мала до велика, так должно быть и здесь.
Когда десять лет назад мы перестраивали профилактическую и реабилитационную работу, мы понимали, что работаем на отсроченный результат. Может быть, кто-то и считает, что наша работа – всего лишь капля, которая точит камень, но за последние десять лет в регионе проходит такая активная антиалкогольная политика, что вчерашние подростки, повзрослев, принимают трезвый образ жизни как данность. И, получается, мы смогли убедить это поколение: в жизни есть что-то более ценное, чем алкоголь и наркотики.