Открытое письмо коллектива пока ещё работающего учебного заведения

Искать правду, всегда было неблагодарным занятием на Руси. Вот и теперь, не найдя защиты в стенах министерства образования и науки Астраханской области, вынуждены обратиться с открытым письмом с тем безысходным отчаянием, которое трудно выразить словами.

«Кому на Руси жить хорошо?». Этот вопрос в свое время поднимали и искали на него ответ не только классики русской литературы в лице Некрасова, но и все школьники страны на уроках литературы. Вот только ответ, видимо, так и остался ненайденным.

Казалось бы, на дворе двадцать первый век, власть абсолютной монархии давно должна была кануть в лета, но, увы, и в наше время встречаются еще самодержавные царицы, которым и закон – не закон, и нравственность – не повод для сантиментов. Речь пойдет о нынешнем директоре Астраханского техникума легкой промышленности Лаптевой Екатерине Григорьевне. Боюсь, только, пока это письмо увидит свет, от учебного заведения и следа не останется.

В Астрахани всего два средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов в области легкой промышленности. Это вышеупомянутый техникум и Колледж профессиональных технологий. Однако последний является многопрофильным учебным заведением и в нем есть лишь одна специальность данной отрасли – конструирование швейных изделий. Астраханский техникум легкой промышленности (АТЛП) выпускал и закройщиков, и портных, и конструкторов-модельеров, и технологов, и дизайнеров одежды, - то есть охватывал все специальности отрасли.

Становление учебного заведения (АТЛП) было трудным и длительным. Астраханский техникум легкой промышленности функционирует как учебное заведение с 1947 года. За этот период учебное заведение прошло несколько этапов преобразования: от ремесленного училища до техникума легкой промышленности. Все эти годы техникум неуклонно развивался. К началу 2009-2010 учебного года техникум готовил специалистов по следующим специальностям: дизайн (по отраслям), моделирвоание и конструирование швейных изделий, технология швейных изделий, реклама, экономика и бухгалтерский учёт, страховое дело (по отраслям), закройщик, портной, парикмахер.

Многогранное мастерство дизайнеров, конструкторов-модельеров, технологов оттачивалось в стенах экспериментальной лаборатории, созданной на базе техникума. Здесь осуществлялись любые, порой кажущиеся несбыточными мечты и фантазии в области создания интересного образа. Именно из этих стен отправлялись коллекции вместе со своими создателями на конкурсы и фестивали. Так в 2006 году в Санкт-Петербурге были представлены работы студентов: Аюшевой Г. – «Зазеркалье», Ширяевой С. – «Марионетки», Даниловой Т. «Игра деталей», - все они были награждены дипломами участников и ценными подарками. Так же в 2006 году в престижном московском конкурсе «Ассамблея моды» в номинации «Взгляд в будущее» приняла участие студентка заочного отделения техникума Техтилова Виктория, где заняла первое место и была награждена призом – обучение в Итальянском институте Lorenzo de'Medici.

Техникум проводил и свои внутренние конкурсы, способствующие выявлению талантливых студентов. В 2004 году проходил конкурс под девизом «Взгляд в будущее». Его призерами стали: Аюшева Г. – первое место, Галлиулин Р. – второе место, Султанова А. – третье.

Конкурс под девизом «Светский взгляд». Призеры: Седрединова Н. – первое место, Корыбко М. – второе. Конкурс под девизом «Графический лист». Призеры: Ширяева С. – первое место, Малькова Е. – второе. Коллекции, разработанные Аюшевой Г. И Галлиулиным Р.: «Казачка Надя», «Молодежный бум», «Ля флёр» были представлены на ВДНХа в Москве и награждены дипломами.

Год 2005 так же прошел под эгидой проведения различных конкурсов творческих работ студентов. Наиболее ярким стал «Дыхание весны», где были представлены модные студенческие коллекции одежды. Победители: Аюшева Г. и ее коллекция «Деним-Эртен», Ширяева С. – «Цветущая сакура». Данные коллекции приняли участие в конкурсе в Санкт-Петербурге.

Год 2007 – конкурс эскизных работ «Поволжье – 2007» открыл новых звездочек учебного заведения: Гаврилову Викторию, Хамдун Самиру, Юнусова Наиля.

Техникум тесно сотрудничал с творческими коллективами Астраханской области с целью создания для них сценических костюмов. Это и детский центр хореографии при министерстве культуры «Лотос», и национальные ансамбли «Жолдастык» и «Нур», коллектив художественной самодеятельности Растопуловской средней школы, танцевальные и хоровые ансамбли училища культуры, детский коллектив «Колокольчик», агитбригада ПЛ № 1. Техникум оказывал гуманитарную помощь детским домам и интернатам.

За годы существования техникум выпустил более 15 тысяч специалистов. Образовательные программы в техникуме постоянно совершенствовались и пополнялись уникальными курсами: макетирование, батик, конструкторский практикум, имиджелогия. Изучение именно этих курсов позволяло нашим студентам идти в ногу со временем и постоянно держать руку на пульсе изменчивой жизни.

За период обучения наши студенты овладевали знаниями основ композиции, теории и методологии проектирования в дизайне костюма, образно-ассоциативных источников современного моделирования, постигали принципы и законы формирования коллекций, овладевали секретами декоративной живописи. Они учились проектированию одежды различного ассортимента, созданию художественно-образных произведений дизайна, конструированию костюма в рамках современных способов и методов, макетированию в свете создания одежды «от кутюр».

Немаловажным являлось и представление об экономическом обосновании проектов и психологическом аспекте взаимодействия с потенциальным заказчиком.

В процессе обучения студенты получали теоретические знания и практические навыки по технологии обработки, конструированию изделий и организации швейного производства. Ориентация на современные швейные технологии, изучение методов и режимов обработки швейных изделий в условиях как индивидуального, так и мелкосерийного производства, освоение схем проектирования организации работы на малых предприятиях, включающих элементы массового производства – вот основа, поднимающая уровень профессиональной подготовки наших студентов.

В стенах техникума учащиеся получали профессиональные навыки. В их распоряжении находились мастерские техникума. По окончании практики учащиеся получали квалификационный разряд. Ежегодно с 2005 года выпускники имели возможность получить дополнительное профессиональное образование по специальностям НПО: портной, закройщик.

В стенах техникума размещались десять творческих объединений: «Бисероплетение и вышивка», «Декор», «Декоративная аппликация», «Лоскутная мозаика», «Дюймовочка» «Волшебные линии», «Умелые ручки», «Орхидея», «Стиль», «Канитель».

Особое место занимал Театр моды «Силуэт». Именно здесь учили не только дефилировать по подиуму, но и развивали чувство уверенности в себе. Занятия в театре творили настоящие чудеса: могли превратить невзрачных, скованных и неуверенных в себе девушек в настоящих красавиц. И вот они уже царственно шагали по подиуму актового зала.

В стенах техникума 7 мая 1993 г. был открыт музей боевой славы 34 ГСД. Направления его работы обширны: исследовательская деятельность (розыск, переписка с ветеранами, архивная работа), шефство над ветеранами, организация вечеров встреч для ветеранов, проведение уроков мужества, проведение экскурсий, работа с «Книгой памяти». Девизом работы музея являлись слова: «Война кончается только тогда, когда похоронен последний павший на ней солдат».

На базе музея с 1991 года существовало музейно-поисковое объединение «Прометей». Поисковый отряд в 1991 г. принял участие в Вахте Памяти в Мясном бору в 30 км от Новгорода. За время существования отряда «Прометей» бойцами было найдено и перезахоронено более тысячи останков воинов, погибших в годы ВОВ. Ребята ежегодно выезжают на Вахты Памяти в города: Калугу, Курск, Новгород, Псков, Смоленск, Волгоград. Для новичков стало традицией проведение Вахты Памяти в Калмыкии.

Коллектив техникума находился в постоянном поиске и готов был продолжать развитие в области совершенствования профессиональных и педагогических компетенций в свете модернизации образования в России.

Казурова Л.А. уделяла большое внимание престижу самих профессий: конструктор-модельер швейных изделий, закройщик, портной, технолог швейных изделий, парикмахер. Сейчас, когда политика президента РФ направлена на модернизацию и становление отрасли легкой промышленности, особенно важно уделять внимание именно этим специальностям. И Любовь Александровна это понимала.

АТЛП был уникальным учебным заведение еще и потому, что на его базе существует общежитие, что большая редкость для ссузов. В его стенах проживала основная масса учащихся. Двухступенчатая система образования в техникуме позволяла выпускникам девятых классов получить навыки начальной профессиональной подготовки, а затем продолжить обучение уже в ссузе. Заботилась Любовь Александровна и о высшем образовании своих выпускников, поддерживала связь с вузами. Техникум был единственным учебным заведением Астраханской области, которое входило в ассоциацию Легпромобразование, неизменным руководителем которой является Глаголев. Заботилась директор и о техническом оснащении образовательного процесса. Два компьютерных класса с полным программным обеспечением, компьютерные программы САПР для конструкторов-модельеров и дизайнеров одежды, прекрасная мастерская, оборудованная новой техникой в области обучения парикмахерского искусства и ногтевого сервиса – одним словом, все для того, чтобы обучение было грамотным и в высшей степени профессиональным.

Особое место в стенах учебного заведения отводилось сиротам и детям так называемого восьмого вида. Как правило, учебные заведения с большой неохотой принимают их в свои стены. В техникуме же были созданы специальные группы, и такие дети успешно учились. Была прекрасная столовая, где сироты питались бесплатно. Казурова Л.А. делала все для того, чтобы техникум был настоящим домом для студентов, как городских из полных семей, так и сирот, которым некуда идти после занятий. И даже после окончания учебного заведения они не становились брошенными. Ни одного из них не выгнали из общежития, хотя они уже и не являлись студентами техникума. А некоторым, благодаря усилиям Любови Александровны, было выделено жилье, как, например, Аюшевой Г.

Справедливости ради надо заметить, что реальная помощь очень редко оказывалась техникуму. На многочисленные письма и прошения на имена различных организаций, депутатов, да и самого министерства образования и науки астраханской области весьма редко были получены реальные ответы, подкрепленные фактической помощью. Одна из студенток техникума Техтилова Виктория приняла участие в престижном московском конкурсе «Ассамблея моды» в номинации «Взгляд в будущее», где заняла первое место и была награждена призом – стажировкой в Итальянском институте Lorenzo de'Medici. Вот только стоимость проезда в рамки приза не входила. Директор обратилась за помощью к Гутману В.А. – министру образования и науки астраханской области, но в ответ получила отказ. Конечно, ведь речь шла не о его детях. Студентка так и не смогла воспользоваться заслуженной наградой.

Тем не менее, техникум неуклонно развивался, готовился к очередной аттестации, уже были подготовлены документы о переходе в статус колледжа, причем, губернаторского. И вот тут-то и грянул гром среди ясного неба.

Не известно, кому в голову пришла «гениальная» мысль присоединить к АТЛП профессиональное училище № 15, но сей факт свершился. Причем, учебное заведение уже пережило одно объединение. Несколько лет назад к АТЛП было присоединено профессиональное училище, выпускавшее специалистов по специальностям: парикмахер и мастер маникюра без сохранения за ним здания. Казурова Л.А. не только приняла их в свои пенаты, но и создала специальную мастерскую, оснащенную последними достижениями в области парикмахерского искусства и ногтевого сервиса, выделила специальную аудиторию для занятий. Коллектив училища влился в техникум весьма органично и безболезненно. Люди стали единым коллективом, а директор Кравцова Г.А. так же нашла свое место в техникуме. Казурова не только поддержала новую для техникума специальность, но и неуклонно стремилась ее развивать.

Гутману В.А. этого показалось мало, и он издал приказ о вливании в коллектив техникума училища № 15, директором коего являлась бывшая служащая Министерства образования и науки астраханской области Лаптева Екатерина Григорьевна, которую в свое время сократили за ненадобностью, а может быть, и из других соображений. Все было бы ничего, да вот только почему-то директором такого тандема назначают руководителя присоединяемого училища. То есть руководителем среднего специального учебного заведения становится руководитель, работающий в системе начального профессионального образования, находящегося на ступень ниже.

Лаптева стала похожа на императрицу, которая всецело распоряжается не только собственностью техникума, но и его сотрудниками, похожими в этой ситуации на «крепостных», с которыми можно особенно не церемониться. Конечно, эти слова можно было бы назвать необъективным бредом, но следует вспомнить, что после сокращения из министерства Лаптеву «посадили» на должность директора профессионального училища № 15. Потом к нему присоединили профессиональное училище, что было расположено на ул. Кирова, 2 и выпускало обувщиков. Так вот, попробуйте теперь узнать, что стало с этим училищем. Его просто больше не существует. Нет ни одной группы студентов-обувщиков, нет преподавателей, их уволили «по собственному желанию», нет специальности.

У некоронованной императрицы теперь есть роскошное здание в центре города плюс к тому, что на улице Артельной. Правда, занятия там не проводятся, но уж руководящий аппарат ничем не хуже, чем в министерстве, и у каждого, разумеется, твердый не преподавательский оклад. Когда же в свое время в АТЛП была вечерняя форма обучения и студентов столько, что занятия было негде проводить, а зданий было два: на Герцена, 23 и Советской 26, Гутман решил, что это непозволительная роскошь и наглым образом выдворил техникум из здания в центре города. Его даже не остановило то, что переезжать студентам и вывозить вещи пришлось прямо в середине учебного года в тридцатиградусный мороз. Теперь уже никто не вспоминает, что здание-то на Советской, 26 до сих пор стоит полупустое, а в его подвале располагается сауна и ресторан. Несколько же лет подряд, после того как министр выгнал АТЛП, в здании зияли окна с битыми стеклами. Кому же так приглянулось здание в центре города? Загадка и разгадать ее не может ни одна ревизия. Однако факт остается фактом – учебное заведение, как утверждал министр, не может занимать два здания. Жаль только, что закон этот распространяется не на всех.

Итак, вернемся к самодержице. Теперь она имеет два здания: одно полупустое в центре города для своего «министерского аппарата», а другое на ул. Артельной. Именно там работают «холопы» с нищенской зарплатой (ведь содержать-то руководящий аппарат необходимо, а бюджет-то учебного заведения один), и появляются ненавистные студенты, которых надо учить. Однако два здания – это слишком мало, негде размахнуться новоявленной императрице. Но вот удача, Гутман решил присоединить ее училище к техникуму легкой промышленности и назначить директором такого тандема. Теперь она как бы обладательница трех зданий и трех машин. И водители рядом: муж и сын. Это Казуровой все время кололи глаза мужем-водителем, а Лаптевой это не возбраняется.

Изначально были низвергнуты все, кто мог хоть как-то противостоять самоуправству императрицы. Кравцовой Г.А. (зам. директора по производственной работе) было сразу предложено убраться «по добру, по здорову» и даже не пытаться объявлять войну. Ее место заняла родная сестра руководителя одного из отделов министерства образования Черникова Е.Н. Милая особа, закончившая естественно-географический факультет педагогического университета, которая далека от легкой промышленности, а уж от производства тем более.

Казурова была назначена министром первым замом к Лаптевой. Но, благодаря созданным невыносимым для работы условиям, гнетущей атмосфере и предвзятому отношению, её сердце просто не выдержало. Казурова оказалась в критическом физическом состоянии и на протяжении двух месяцев находилась на амбулаторном лечении. После чего подала заявление об увольнении по собственному желанию. Увольнение Казуровой переросло в бессовестное издевательство, невыплату заработной платы, откровенные угрозы. Что же касается заместителя по воспитательной работе Ворониной Т.М., то она подверглась откровенным гонениям и была вынуждена покинуть стены техникума. Сейчас замом по учебно-воспитательной работе является Болтик О.А., преподаватель английского языка по образованию, призванная Лаптевой из стен министерства. К слову, сама Лаптева закончила физико-математический факультет вышеназванного педагогического университета. Да, биолог, англичанка, математик - поистине, прекрасная руководящая команда для техникума легкой промышленности.

Преподаватели техникума легкой промышленности остались без вновь заключенных трудовых договоров и стимулирующих выплат на голом окладе в четыре тысячи рублей. Известно, что сейчас в системе образования существует система стимулирующих выплат. Их коэффициенты были рассмотрены специально организованной в техникуме комиссией и утверждены на заседании педагогического совета. Размеры стимулирующих выплат рассматривались комиссией два раза в год. На основе решений комиссии техникум в лице директора Казуровой Л.А. заключал с преподавателями и мастерами производственного обучения трудовые договора, в которых все статьи расчета заработной платы были указаны. Преподаватели получали заработную плату в соответствии с квалификационными разрядами, утвержденной тарификацией, стимулирующими надбавками. С приходом Лаптевой по истечении уже заключенных ранее договоров весь коллектив просто автоматически лишился стимулирующей части заработной платы.

Императрица посчитала, что средняя зарплата в шесть – семь тысяч – это непозволительная роскошь, и «очистила» ее от лишних примесей, посадив всех на голый оклад: мастеров на три тысячи двести рублей, а преподавателей на четыре тысячи двести рублей. При этом даже не обеспокоилась объяснениями по этому поводу. Более того, она не поспешила заключить новые трудовые договора с подчиненными. Работники до сих пор не знают ни размера своей заработной платы, ни составляющие ее статьи. Трудовых договоров как не было, так и нет.

Вы спросите, куда же смотрит профсоюзный комитет? Ответ на этот вопрос весьма прозаичен и прост. Председателю профсоюза затарифицировали такое количество часов и назначили на такую должность, что теперь она будет стоять горой за руководство техникума. Как говорится: «Сытый голодного не разумеет!». Да и вообще, императрица постаралась так поделить коллектив, чтобы в нем было только две категории служащих: начальники и подчиненные. Причем начальники стали получать зарплату в полтора раза больше, чем раньше, а подчиненные в полтора раза меньше. Тем самым новоиспеченные начальники стремятся, во что бы то ни стало удержаться в своих еще не нагретых креслах, и готовы землю рыть, лишь бы угодить императрице. Ну а подчиненным остается либо смириться с нищенской зарплатой, либо уйти. Хорошо, если возраст позволяет искать новую работу, а если до пенсии осталось всего ничего? Вот и терпят люди, им деваться некуда. Вот и живут в постоянном страхе сокращения.

От двух прекрасных компьютерных классов с полным современным программным обеспечением и следа не осталось. Практически вся техника из здания на ул. Герцена, 23 была вывезена. Скоро придется доставать из архивов механические печатные машинки. Преподавателям не на чем работать! То, что Казуровой создавалось в рамках совершенствования учебного процесса, потом просто разбазаривалось!

Не нужны сегодня в техникуме и новые специальности, так востребованные сейчас на рынке труда. По некоторым данным, есть указание не набирать абитуриентов на специальность парикмахера. Выпуск последних групп состоялся, а новых нет. Преподавателям было предложено написать заявление на увольнение по собственному желанию. Больше этой специальности в техникуме не существует! Интересно, куда денется оборудование, которым специальность была оснащена? Ведь там и профессиональные фены, и специальная сушка для ногтевого гелевого покрытия, и нагревательный котел для воды и т.д. Пустят с молотка? Видимо, то же самое ожидает и специальности: дизайн, конструирование и моделирование швейных изделий, технология швейных изделий, экономика и бухгалтерский учет, страховое дело. Ведь всегда можно сказать, что просто нет набора. Специальность не востребована. А то, что абитуриентов просто не принимали на специальность парикмахера и указывали на дверь, вряд ли можно будет доказать.

Некой организации передана столовая, в которой питались не только преподаватели и студенты, но и сироты, занимавшие всегда особое положение в стенах учебного заведения. Лишились возможности бесплатно питаться в столовой дети, которые после обучения не могут прийти домой и нормально поесть.

Техникум теряет свой статус как среднее специальное учебное заведение. Не смотря на то, что училище присоединили к техникуму, а не наоборот, пришедшие к власти не стремятся расти в образовательном масштабе. Стремятся не училище поднять до уровня техникума, а техникум опустить до уровня начального профессионального образования. Все позиции, которые так трепетно сохраняла и совершенствовала Казурова, новому руководству сегодня чужды.

За 2009-2010 учебный год ни преподаватели, ни студенты не выехали ни на одно мероприятие, в которых до этого участвовали ежегодно. И Всероссийский конкурс в Санкт-Петербурге «Дыхание весны», и олимпиада в Курске – все это прошло уже без участия коллектива техникума, не смотря на то, что коллекции были подготовлены.

Что будет с техникумом легкой промышленности? Останутся ли в нем так востребованные на современном рынке труда специальности, или его некогда славное существование канет в лета, как исчезло с лица Астраханской области обувное училище? Кто ответит на все эти вопросы?

Преподаватели и мастера производственного обучения пока еще Астраханского техникума легкой промышленности.

"Факт и компромат" № 2, 21.01.11.