Болезнь саданула в июле. Никогда не лежал в стационаре. Больничная палата напомнила часть астраханского городского пляжа с двенадцатью лежаками на колесиках. С такими же удобствами. Но запомнилась не лечением, комарами, потупевшими от обилия доступной пищи, и общим удобством в коридоре… И даже не синюшным картофельным пюре без соли, а телерекламой, безжалостно отбирающей у обитателей палаты остатки здоровья.

Телевизор стоял у стены без окон, на одной из прикроватных тумбочек.

Им управлял хозяин телеприемника - молодой водитель-дальнобойщик с грыжей позвоночника. Неожиданная (впервые на памяти) недоступность пульта обернулась для меня настоящей головной болью.

Телевизор лупил по мозгам с утра и до отбоя: то требуя, то умоляя что-то купить, намазать, сожрать. И этот ор вырывался из эфирного потока всегда внезапно, перебивая все подряд. А если на время отвлечься от экрана, то, казалось, что не телепрограммы чем- то прерываются, а наоборот - хор назойливых торговцев ненадолго перекрывается чем- то другим, малоинтересным. Это было ужасно.

Реклама вырубалась только в двух случаях: когда к владельцу пульта приходили родственники с едой или когда он засыпал, передавая соседу кнопки в потертом пакете.

Временный владелец пульта - рыжеволосый разговорчивый украинец лет пятидесяти, ловко находил нужную кнопку, выключая рекламу. Знал бы он, как я его боготворил в это мгновение!

Когда болезнь отпустила, решил уточнить: все ли так не переваривают телерекламу? Присмотрелся, пообщался. Оказалось, практически все. Кроме меня с украинцем ее не выносили шесть соседей по несчастью - весь левый ряд у окна. Причем реагировали там уже демонстративно, дополняя советы экранных коробейников непечатными поправками. А трое у стены – переложили подушки к проходу и вообще ничего не смотрели и не слушали. Оставался один равнодушный - хозяин пульта. Спросил, почему. Тот в свою очередь: «Ты про эту телехрень?».

Конечно, больничная палата на двенадцать коек, не вся страна. Однако позже, задетый до кишок телевизором и потратив немало времени, я так и не отыскал любителя телерекламы. Как ни старался. Ни одного. Тогда вопрос со школьной прямотой: кому нужен этот бесконечный от рассвета до заката раздражающий поток рекламной телехрени, замешанной на тошнотворном вранье? Крупным собственникам и самим производителям рекламы. Но их (учитывая стоимость телерекламы) тысячи, десятки тысяч. Почему же желание одних заработать еще больше, для других обернулось серьезными жизненными неудобствами? И почему они безмолвствуют? Неужели сегодня у телеэкранов обитает одно безмолвное быдло?

Конечно, с интернетом или пультом под рукой проблему всего этого можно не замечать. Перескочить на «культуру» (и её стал все откровеннее окучивать один из банков), не составит труда. Но почему рекламное засилье перешло все рамки приличия? Предчувствую недовольство телевизионщиков: дескать, двигатель торговли, не хочешь не смотри и т. д.

Не о телерекламе разговор (об этом продукте давно уже все сказано), о безобразной практике ее размещения на госканалах. На государственных каналах (включая местный), содержащихся или получающих средства на передачу сигнала из бюджета. То есть наши денежки. Чуть ли не каждый рекламный ролик с резким перепадом по звуку, что запрещено законом (ст. 14 закона «О рекламе»). Часто не соблюдается обязательное правило - отбивка рекламных пауз (п. 1, ст. 14 того же закона), а также сообщение перед любым перекрыванием программ и рекламой и т. д.

Особенно нелепым выглядит эфирный сговор. Это когда все телеканалы - и большие и помельче одновременно прерывают свои программы рекламой. Из них только два-три попадают «в стык», остальные – втыкают куда попадет. Грубо рвут рекламой сюжет фильма, спектакля или авторской программы. Просто телесвинство.

Но почему, получая деньги из кармана налогоплательщика-телезрителя, госканалы так откровенно пренебрегают его интересами? Ответ прост, как и на другие болезненные темы: никто ни за что, по сути, не отвечает. Главное - рейтинг - бабло, бабло - рейтинг. Все, шокирующие глупостью, проекты теленачальников зависят от рейтинга (бабок). Полная телехрень: деньги берут, а за качество эфира не отвечают. И никого не боятся. Разве что двух отдельных телезрителей, которых никогда не перекрываются телехренью. Зато в другое любое эфирное время, судя по телерекламе, у россиян поголовно проблемы с грязными волосами, гнилыми зубами, жутким простатитом и у них постоянно пучит живот.

P.S. Очередное ноу-хау тружеников телеэфира – анонсы-фурункулы, уже вскакивающие на экранах когда попало и на чём попало. Вместо допустимых семи процентов площади телеэкрана (по закону «о бегущей строке»), эти рекламные прыщи все больше и больше… Короче, бабло - рейтинг, рейтинг – бабло…

Н. Васильев,

"Факт и компромат" № 25, 20.07.12.