«Тело»

Испанский криминальный шедевр последних лет «El Cuerpo» (2012) не попал на экраны наших кинотеатров и даже на DVD-носители. В интернете появился только blu-ray рип с оригинальной обложкой, но с одноголосым переводом. Тем не менее, фильм рецензировать стоит, а смотреть его просто необходимо.


Печально то, что главный вопрос: почему так происходит, когда многое и хорошее из нового мирового кино идёт мимо нас? – уже не кажется странным. По ходу дела, у нас скоро вся культура со знаком качества пройдёт мимо. А с испанским кино у нас так вообще невезуха полная. В доказательство сказанного, прошу всех прикинуть: что стоящего шло в наших кинотеатрах за последние пять лет из испанских кинолент? Подавляющее большинство не вспомнит ничего, кроме «3 метра над уровнем неба», и то, этот молодёжный бестселлер (вместе с сиквелом) является экранизацией одноимённого итальянского романа. Выпуск нашей видеопродукции, где производитель оригинала Испания, также не внёс никаких изменений в лучшую сторону.


Между тем, в декабре 2012 года в Испании стартовала премьера фильма «Тело» («El Cuerpo»). Интернетовские рейтинги киноленты потолковые; отзывы зрителей почти исключительно восторженные. Но это «El Cuerpo», как и водится, у нас не вышло ни на каких носителях вообще. Однако режиссёр Ориол Пауло был у нас отмечен на одном DVD, как один из создателей фильма «Прозрение» (2010). Однако этот замороченный саспенс никакой популярности у наших киноманов не приобрёл, да и не сильно этого заслуживал. Но вот О.Пауло решил замахнуться сильнее и, в итоге, выдал «Тело». И тут уже совсем другой коленкор. Даже та же «бальзаковская» блондинка Белен Руэда (из «Прозрения») смотрится с обложки весьма привлекательно.


Но нас привлекает не только красавица Белен (её мы могли видеть гораздо раньше в фильме «Море внутри» (2004) с Хавьером Бардемом), а вообще все актёры и создатели данной киноленты. Они мастерски нас интриговали, водили за нос и, в конце концов, «обули» так, что мы как зрители остались очень им благодарны. Вот уж действительно парадокс. Но что здесь такого сверхъестественного? Если внимательно придраться к мелочам, разложить всё по полочкам, то увидим, что получилась хорошая криминальная сказка, только и всего. Но ведь хорошее, талантливо сделанное кино и есть сказка, и криминальное тоже не исключение. А в сказках – чем дальше, тем страшнее, как и в крим-лентах. Только финал должен быть оптимистическим, сказка всё-таки.


В случае с «телом» финал никак не предсказуем до последнего, да и есть ли в нём оптимизм? Инспектор полиции просто отомстил за смерть жены, и прибавилось ещё два трупа. Испанцы решили нарушить принцип экранного гуманизма. Раньше, когда наблюдалась дилемма с вопросом: месть или закон? – полицейский всегда принимал сторону закона, как ещё в знаменитом индийском фильме. Но в нашем случае прошло 10 лет, срок давности вышел. Инспектор вынес свой приговор, и мы, зрители, на его стороне. И особенно подчёркиваем: мы – зрители целиком российские, знающие как «хорошо» у нас работают нынешние законы и кого они защищают.


Теперь поговорим о ленте «Тело» как о массовом искусстве, но со знаком плюс. Нередко бывает так, что захватывающий детективный триллер не хочется смотреть второй раз, после того как главная интрига: кто же мокрушник? – оказалась раскрытой, а в ней, выясняется, и не было ничего мудреного. Например, французский х/ф «Видок» (его видели многие) как раз из категории подобных, – нам раскрыли тайну маньяка-«алхимика», и смотреть заново уже неинтересно, хотя это кино, несомненно, талантливое. А вот «Тело» можно (и нужно) в скором времени засмотреть ещё, и второй раз может быть и не последним. Только со второго просмотра мы можем начинать анализировать присутствие недостатков в картине. Но их очень мало. Допустим, нам кажется, что флэшбеки не мешало бы обозначить как-то по-особому. Может с другим освещением или намеренным искажением естественных цветов и т.д. Кинематографисты знают все способы и секреты для таких случаев. Быть может, испанцы просто сэкономили на доработках монтажа. Но считаю, что вложиться им надо было «по полной», чтобы всем доказать: мы не хуже Голливуда, мы ещё всем покажем.


«Тело» можно характеризовать как психологический триллер, частично саспенс. То, что картина просто супер, уже говорилось в начале. Но для полного совершенства, опять-таки не мешало бы лучше разобраться с метражом, а именно, – хоть чуточку, но его ужать. Тут обнаруживается случайное совпадение с Голливудом. Подмечено, что многие американские психологические триллеры в основном длятся 1ч. 51мин., и многие из них совершенно бездарны, как и прошедший недавно по нашим экранам «Подарок». Испанское «Тело» почему-то совпало с таким же временем: 1ч. 51мин. Думаю, создатели ленты могли бы её укоротить минут на 5-6, и с длительностью в 1 час 45 минут она смотрелась бы идеально. Но многие и так убеждены, что большинство из американских фильмов подобной тематики по сравнению с «Телом» просто отдыхают. И это несмотря на характерную для испанского кинематографа камерность и сдержанность, в плане того, что нет особой нужды гнаться за обилием «мяса» и количеством трупов.


А в целом, как я упоминал, игра актёров безупречна и на уровне. Кстати, переигрывание в сторону перфекционизма могло бы и навредить. Здесь не шекспировские страсти на сцене, надо знать, где пыл и темперамент поубавить. Хосе Коронадо, Уго Сильва, Аура Гарридо теперь, возможно, будут больше популярны у нас, как и режиссёр Ориол Пауло, он же соавтор сценария. Но на них теперь будет лежать и ответственность «держать марку». Испанцы уже доказали, что наступая на пятки Голливуду останавливаться не стоит. Можно и рвануть вперёд.


Абрамович Николай, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 33 (643)