В Астрахани прошёл конкурс сочинений учащихся одиннадцатых классов по теме: «Кем я буду через двадцать лет?».

В конкурсе приняли участие ребята из средних школ, гимназий и лицеев. К заключительному этапу было допущено тридцать работ, которые, по мнению большого общественного жюри, представляли собой определённый интерес по форме написания, умению размышлять и переноситься из настоящего в будущее.

Тенденции последних лет, в общем-то, мало меняются. По-прежнему школьники мечтают стать юристами, экономистами, финансистами. Правда, к профессиям, названным выше, прибавились новые: журналисты, архитекторы, врачи, артисты. А что же инженеры? Как это ни печально, желающих стать инженерами, выбрать техническую профессию, связанную с производством, практически не оказалось. Практически не оказалось и тех, кто хочет стать моряком, лётчиком…. А ведь это тоже «денежные» профессии, на которые сейчас в основном ориентируется подрастающее поколение.

Помню, как когда-то пели частушку: «Мама, я лётчика люблю. Мама, я за лётчика пойду. Лётчик высоко летает, много денег получает…». Действительно, тогда профессия лётчика была востребована, или как теперь говорят: престижной. И не удивительно, что в лётных училищах, как военных, так и гражданских, были большие конкурсы. Молодёжь рвалась в небо. Потом, во время перестройки, всё изменилось. Как и другие специалисты военные лётчики и пилоты гражданской авиации оказались не удел. Не на чем было летать, как военным, так и гражданским лётчикам. Особенно не повезло гражданским авиаторам. Сокращались лётные училища высшей и средней квалификации. В данный момент в России всего шесть лётных училищ. Из них два выпускают пилотов с высшим образованием, а четыре – со средним. Все вместе они покрывают лишь 50 процентов потребностей в лётном составе на самолётах гражданских авиалиний. Правда, в последнее время количество выпускников увеличивается. В этом году, например, из всех гражданских авиационных училищ будет пущено 500 пилотов, в 2013 году – 600, в 2014 – 700. Но их нужно уже сейчас до тысячи человек. Несмотря на то, что в данный момент зарплата пилота международных линий составляет 400 тысяч рублей в месяц. Зарплата российских междугородних меньше. Тем не менее, очень привлекательная. И не только деньгами. У российских пилотов, совершающих международные рейсы, 70-суточные отпуска, каких нет нигде в мире, персональные пенсии и много других льгот.

Некоторое время назад ректоры ведущих вузов страны провели заседание, на котором подвели итоги прошедшей приёмной компании. Что же выяснилось? А выяснилось, прошла она на удивление тихо и спокойно. Правда, удивило руководителей высших учебных заведений то обстоятельство, что в этом году, как и в предыдущих, было очень много желающих получить институтское образование. И не удивительно, что таким большим был конкурс на некоторые специальности. Не ново, что в медицинские учебные заведения всегда был большой конкурс. В них и в этом году желающих хватало: 10-15 человек на одно бюджетное место.

По-прежнему интересны для молодёжи актёрские учебные заведения. В этом году, например, в ВТУ имени Щепкина было 1900 желающих на 29 бюджетных мест. А вот в финансовом университете на факультете международных финансовых отношений оказалось 120 человек на одно место.

Как это ни парадоксально, но в последнее время, несмотря на критику со всех сторон, молодёжь потянулась в вузы, где имеются специальности по государственному и муниципальному управлению, на специальности, связанные с работой в жилищно-коммунальной сфере.

А вот инженерные специальности, как и всё последнее время, в загоне. Но в этом году увеличился конкурс на специальность – нано технологии. Её желали избрать многие. Во всяком случае, конкурс в Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики.

Ректоры высших учебных заведений не обошли вниманием проблему подготовленности абитуриентов. Многих из них, мягко говоря, смутило то обстоятельство, что многие из поступающих имели по ЕГЭ очень высокие баллы. Количество баллов в поданных документах просто озадачивало. Однако на деле получалось всё довольно плачевно. Некоторые из абитуриентов при проверочных тестах показывали, что знают они тот или иной предмет в лучшем случае на четвёрку, а в худшем еле-еле тянут на тройку. Таким поступившим нередко потом указывают на дверь. Так что проблема с подделкой документов и в целом оценок по ЕГЭ остаётся довольно острой. Обманщиков не только отчисляют, но и предлагают штрафовать. В первом чтении принят законопроект, позволяющий отчислять студентов средних профессиональных образовательных учреждений и вузов за предоставление ложной информации при зачислении. Соответствующие изменения правительство предлагает внести в закон «об образовании» и «о высшем и после вузовском профессиональном образовании». Делается это не случайно. В последнее время участились случаи нарушения абитуриентами порядка приёма в образовательные учреждения. Всё чаще подделывать стали результаты ЕГЭ и предоставлять ложные сведения о наличии льгот при поступлении.

Депутаты единодушны во мнении, что не нужно щадить недобросовестных абитуриентов. А наоборот усилить ответственность за умышленное предоставление неправильных сведений при поступлении на учёбу.

К. Борисов,

"Факт и компромат" № 39, 2.11.2012 г.