Астраханская область - регион относительно спокойный. Здесь привыкли к национальному многообразию. Внешность человека, его вероисповедание не становятся поводом для того, чтобы окружающие относились к нему с настороженностью. Но есть и обратная сторона медали. Боевики перебираются сюда из кавказских республик, чтобы «отлежаться» или подлечиться.

22 марта в Ахтубинске был задержан гражданин одной из стран СНГ. Находясь в состоянии наркотического опьянения, иностранец анонимно распространял информацию о якобы готовящихся террористических актах. Уже через 40 минут телефонный террорист общался с сотрудниками ФСБ. Теперь ему придется отвечать перед законом.

Казалось бы, что здесь такого — ну позвонил, ну напугал. Не убил ведь никого, не ограбил, за что судить? Однако подобные преступления имеют немалую общественную опасность. Дезориентация правоохранительных органов может привести к тому, что они не смогут оперативно среагировать на ситуацию, представляющую реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Кто они - астраханские ваххабиты?

Тем более, что тема терроризма для Астраханской области весьма актуальна. Это признается на самом высоком уровне. В полный голос о нем заговорили в 1991 году, когда в Астрахани появилась ваххабитская община. Ее члены заметно выделялись среди местных жителей. Женщины ходили в парандже, а мужчины носили бороды и специфические головные уборы.

Возглавил общину Аюб Омаров — ученик известного дагестанского ваххабитского деятеля Багауддина Магамедова. Постепенно группировка росла, в основном, за счет выходцев из Ботлихского района Дагестана. К середине 90-х она насчитывала уже около 300 человек взрослого населения.

Активной террористической деятельностью местные ваххабиты не занимались. Во всяком случае, в Астрахани. Сказывалась относительная малочисленность группировки, да и хорошо отлаженный бизнес терять не хотелось: большинство ваххабитов занимались торговлей на рынке Большие Исады. Однако члены общины поддерживали связь с боевиками, осуществлявшими теракты в Дагестане. По словам представителей спецслужб, группировка представляла реальную угрозу для безопасности, являя собой четкую структуру со сложившейся иерархией. Поэтому ее активно «разлагали». А ее активным членам, как признаются представители спецслужб, создавались неуютные условия для проживания.

В конце концов община раскололась, в том числе и из-за финансовых разногласий. Омаров из региона уехал, а без его авторитета ваххабиты стали менее опасными. Некоторые члены этой общины до сих пор живут на территории области, но уже не «выпячивают» свое вероисповедание и не представляют серьезной угрозы. Во всяком случае, пока.

Экстремизм привлекает молодежь

Вместе с тем, в регионе периодически отмечаются всплески активности приверженцев радикальных религиозных течений. Так, с середины 2005 года у нас действовала молодежная экстремистская организация «Джамаат Мувахидов». Преступную группу возглавил духовный лидер, который выполнял функции общего руководства, проверял лиц, вновь поступавших в группу, заведовал финансовыми вопросами, обеспечивал членов группы экстремистской литературой. Организация публично пропагандировала превосходство «истинного» ислама (ваххабизма) перед другими религиями и планировала совершение противоправных действий в период новогодних и рождественских праздников по мотивам религиозной ненависти к представителям других вероисповеданий.

Участники этого сообщества хранили материалы экстремистского содержания, холодное и огнестрельное оружие, средства террора, а также распространяли идеи, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности и отношения к религии.

В 2006 году в регионе была предотвращена реальная угроза совершения четырех террористических актов, в том числе и на Астраханском газоперерабатывающем заводе. Задержано восемь лиц, причастных к подготовке террактов.

И до сих пор ситуация остается напряженной. В ряде соседних регионов получили распространение так называемые джамааты (территориально-этнические объединения, создававшиеся для ведения подпольной вооруженной террористической деятельности). Правоохранительные органы с ними, конечно, борются, но идеология остается привлекательной для многих неокрепших умов. Лидеры таких общин рассказывают новым членам о братстве, поддерживают их материально. И молодежь туда идет. Кто-то не смог найти работу, а кто-то хочет получить все и сразу, не прикладывая при этом особых усилий.

Увы, понятие «терроризм» для астраханцев не является абстрактным, отдаленным. Совсем недавно мы рассказывали о возбуждении уголовного дела по факту разжигания ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства в отношении группы жителей региона, некоторые из которых обучались в Астраханской государственной медицинской академии. У них либо их знакомых обнаружена не только экстремистская литература, но и оружие. Учитывая важность дела и общественную опасность, которую представляют подозреваемые, компетентные органы подробностей пока не разглашают - следствие продолжается.

Поэтому для астраханцев призыв быть бдительными не утратил своей актуальности. Представители спецслужб призывают обращать внимание на бесхозные сумки и вещи,припаркованные возле домов автомобили и, в случае необходимости, сообщать о своих подозрениях в милицию.

КОММЕНТАРИИ

Павел СОЛОДКОВ, начальник управления ФСБ России по Астраханской области:

— Условные террористические угрозы на территории России связаны с деятельностью бандформирований, а также с активизацией неонацистских молодежных группировок, использующих тактику насильственных экстремистских действий. Совершенствуется тактика действий бандитов, в основу которой положены скоротечные обстрелы мест дислокаций и колонн федеральных сил, насильственные акции в отношении представителей правоохранительных органов, органов местного самоуправления, духовенства, гражданского населения. Имеются факты самоподрыва террористов в местах массового скопления людей.

В качестве приоритетных задач Оперативным штабом в Астраханской области на текущий год определены такие направления, как совершенствование системы своевременного выявления признаков подготовки террористических актов и предупреждения угроз их совершения, обеспечение постоянной готовности сил и средств органов исполнительной власти, выделенных для участия в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов.

Александр ЖИЛКИН, губернатор Астраханской области - председатель антитеррористической комиссии Астраханской области:

— Я далек от мысли, что мы полностью защищены от возможных террористических актов. Достичь этого, наверное, нельзя. Поэтому постоянно ведется работа по обустройству социальных объектов с точки зрения антитеррористической защиты. Все структуры органов исполнительной власти региона и местного самоуправления подключаются к профилактическим мероприятиям, ведется разъяснительная работа среди населения. Есть результаты. В прошлом году мы провели два крупных мероприятия — выборы президента и празднование 450-летия Астрахани. Как известно, места большого скопления граждан привлекательны для террористов. Благодаря слаженной работе всех структур нам удалось не допустить возможных проявлений терроризма.

Елена НИКОЛАЕВА, "Хронометр" №13 от 31.03.09.