На рыбалку добираться своим ходом в Астрахани одно удовольствие, если это слово вообще применимо к нашему городу, пока в нём стоит генератор отвратительного на улице Чернышевского.
Это настолько мерзко, что даже добрые слова теряют половину доброты – её воруют держиморды оттуда же. Скажешь доброе слово, а оно сразу теряет силу, превращаясь в какой-то жалкий обрубок, содержащий ничтожную часть изначального посыла.
Налог на добро в Астрахани введён и незаметен, в тени подвалов этого милого с виду здания. Там, под землёй, колдуны и маги облачаются в свою настоящую форму: чёрные халаты, вместо ног – мохнатые железки с отвратительными копытами. Они с самого утра произносят заклинания и делают астраханцам плохо. Если не хватает сил сделать плохо, то просто ограничиваются ничего неделаньем: ковыряют копытами и рогами друг у друга в носу, устраивают спиритические сеансы, вызывая на подвальный шабаш своего шефа из Москвы. Тот появляется с рогов до копыт весь в татуировках, смеётся и приветствует всех на фене, хватая ведьм за исподнее, те в ответ кокетливо смеются и справляются о жизни его физического тела в цугундере. Потом режутся в подкидного на куски астраханской земли, пьют кровь астраханцев и всячески веселятся.
В это время астраханский автобус едет сам по себе. Я – в нём. Хотел было на Рычу отправиться, подальше от этого сатанинского шабаша, да сейчас идти на вокзал с рюкзаком, как Штирлицу в дом 8 на Принц-Альбрехтштрассе. И с документами всё в порядке, и в рюкзаке удочки, термос, прочий рыбацкий скарб, но так смотрят – в глаза, в уши, в рот смотрят, в рюкзак, что настроение портится, а с таким настроением на рыбалку лучше не соваться. Ещё и паспорт спросят, и попытаются его вытянуть (что, в общем-то, запрещено – показывать свой паспорт можно только из рук, а то ещё утащат и бросят через плечо «следуйте за нами»). Словно без паспорта рыба не сядет на крючок, будто я не знаю, что это я и еду на рыбалку, а не на взрывалку. Поэтому сунулся я в распахнутые двери автобуса, а не электрички, и поехал за город. Точнее, я знал, что еду за город. Не был бы я астраханцем, никогда бы этого не узнал – куда еду. И в самом деле, путешествуя на астраханском автобусе, представляя себя незадачливым туристом, ловишь себя на мысли, что ничего не ясно. Куда едешь и откуда – непонятно. На остановках может ещё и висеть табличка со знаком автобуса, но её название, интервалы движения и прочие «мелкие» сведения отсутствуют как ненужные подробности. Порой отсутствуют и сами остановочные пункты, либо они находятся в доброй полусотне метров от остановившегося автобуса. Запрыгнув в задние двери в полупустой бело-зелёный транспорт, усевшись на сиденье над задней площадке, сразу над двигателем, заметил справа кондуктора, а слева на окне объявление о том, как можно распознать шахида. В этот момент я переключал кнопки плеера во внутреннем кармане, нажимая сквозь толщу куртки, делая нелепые гримасы. Нажимать было не очень удобно на ощупь, притом, что свободной рукой отсчитывал мелочь на проезд, а глаза в это время уже прочитали краткий курс о внешнем виде шахида. По 85% параметров я подходил. Ещё к этим параметрам подходил на 100% терминатор из одноимённого фильма, ну и все остальные пассажиры практически полностью.
Подошла кондуктор, приняла из моей нежной руки 14 заветных рубликов с таким видом, будто я целый год ей их был должен, а сейчас пришёл отдать. Достала откуда-то ловким движением уже оторванный билет, протянула мне, глядя точно в глаза и… не спешила разжать пальцы, когда я уже обнял тело билета своими большим и указательным пальцами. Пришлось даже несколько подтянуть билет, увлёкший за собой руку кондуктора. Машинально проверил билет, он оказался несчастливым. Ну не то что бы совсем несчастным, но счастливым билет не был. Я избавил себя от необходимости есть его или мучиться от того, что не съел.
Меня уносило прочь из города, всё дальше от античеловеческой компашки с улицы Чернышевского, перестали идти кровавые слёзы, воздух перестал отдавать запахом мертвечины, слова вновь приобрели полную силу, но говорить мне в сущности было не с кем, а музыку в плеере так и не включил.
Автобус остановился, двери резво открылись, порыв январского ветра внёс в нутро салона листья с улицы. Тут я обратил внимание на пол – он был запылен, немыт. Скажу так: пол был мыт дня четыре назад, а то и все пять. Может он не был мыт даже с прошлого года. Стоп, а какое сегодня число? Ну да, четвёртое, всё верно – полы не мылись с прошлого года. Кондуктор продолжала ходить по салону, в воздухе витали маленькие пылинки, а листья, почерневшие, трещали под её каблуками. Билеты она раздавала в обмен на деньги, не отрывая. Я стал наблюдать за ней от нечего делать, попутно отмечая – водитель не произносит название остановок, не говорит о том, какая остановка будет следующей. А может её не будет вовсе? Господи, а есть ли вообще водитель?! Фух, вон он, в зеркале отражается. Автобус всё же астраханский, а значит и здесь стелется холодом влияние с Чернышевского.
Вот на очередной неизвестной остановке встал парень в чёрном, стильно одетый, подошёл к кондуктору, отдал ей билет, та в ответ ничего не сказала. Вышла женщина. Она не вернула билет, она просто не стала его брать в самом начале поездки (села она после меня спустя одну остановку). Каждый третий пассажир возвращали кондуктору билеты, та забирала их молча и на следующей «продавала», а точнее давала на время следующему пассажиру! Вот это чудеса, вот это дело. Пока я еду мёрзнуть за «халявной» рыбой, тут ходит мадам и за… десять остановок зарабатывает примерно сто рублей. В праздничный день, не в час пик. А что творится в её кармане в понедельник, в 7.30 утра? Да с таким оборотом можно на одной конечной брать в кредит мобильный телефон, а на другой конечной оплачивать его, покрывать полностью! Таким образом деньги за проезд, деньги, собранные для городского транспорта, идут в карман кондуктору и, скорее всего, часть уходит водителю – связка «водитель – кондуктор» обычно очень крепка, это своеобразный экипаж машины боевой. Проехал же я в одну сторону порядка десяти остановок до конечной, а может чуть больше, так и вернулся, проехав чуть дальше – порядка четырнадцати остановок. И за всё это время контролёров не видел ни разу, возможно, их вообще нет на линиях, хотя по штату они, скорее всего, числятся, как это должно быть при грамотном устройстве парка пассажирских перевозок, в данном случае – автобусного парка.
Внутри автобуса не было карты, чтобы можно было легко сориентироваться в пересадочных пунктах. Сам общий дизайн схемы всех автобусных маршрутов крайне психоделичен и больше напоминает картины современного искусства с явным уклоном в киберпанк. Авторство этого шедевра не указано.
Отлично ещё и то, что правая часть города не обслуживается автобусами. Даже до Солянки или Мостстроя не доезжают наши бело-зелёные красавцы. Кстати, почему на них до их пор нет рекламы? Нет клиентов и желающих? Ну да – на смс-рассылку деньги у магазинов есть (расположены в непосредственной близости от автобусного парка), а на более эффективную и менее раздражающую рекламу денег стало быть нет? Отнюдь, просто никому нет никакого дела, всё пущено на самотёк – кондуктор получает две-три зарплаты за счёт многократной перепродажи билетов, водитель видит это и не пресекает, контроля за взрослыми ребятишками нет, озвучивания остановок тоже нет, как и нет цивилизованных остановочных пунктов. Почему? Не хватает денег. А между тем в самих автобусах давно можно было запустить ненавязчивую звуковую рекламу, а также социальные аудиоролики, информационные сообщения и так далее. Уж хотя бы обзавестись табло с бегущей строкой, где автоматически указывалась бы название следующего остановочного пункта, номера экстренных служб, предложения о работе в самом предприятии и так далее. Вы будете смеяться, но и кондиционеры в автобусах можно установить – потребляют они энергии не больше, чем печки отопления зимой, а сколько это народу привлечёт! Прибыль будет одна городу и удовольствие горожанам.
Но нет, не такие у нас дельцы. Для них работа – это как в их детстве поговорка была: «Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!», так и волокут домой всё, что можно и что нельзя, волокут пока всё не сволокут сво-ло-чи. Такой город превращают в пустыню кубизма. Малевич бы умер второй раз от счастья – одни кубы и параллелепипеды на колёсиках безо всяких опознавательных знаков, бороздящие это пространство.
Не знаю, почему Трусовский район, половина города лишена возможности перемещаться на автобусах? В общем, автобусы у нас для галочки и для богатства кондукторов. Пойду работать в кондукторы. С моим подходом к делу через месяц выкуплю автобус вместе с водителем, станем коммерсантами, обзаведёмся капитальцем, будем приходить кланяться в копытца на Чернышевского, взятки направо-налево давать. Занесём столько, что запретят весь транспорт кроме нашего автобуса.
P.S. Поймал в итоге пять килограмм в общей сложности, потратив на проезд 28 рублей. Оба билета – посчастливилось ехать на одном и том же автобусе – демонстративно порвал и положил обратно в карман при выходе на глазах у бессовестной кондукторши. Вечерами она ругает за пельменями магазинными и сериалами всё на свете, а целыми днями безжалостно крадёт наши деньги. А вы говорите Сердюков – вот кто ворует, так ворует! На ворованные деньги могли бы уборщицу нанять или старую мотивировать убирать всё чисто-начисто. Сами же этой пылью дышите и нас травите.
Ильдар Каратагандаев,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 2 (562), 17.01.2014 г.