Вот поползли вверх цены на продукты питания. Ситуацию каким-то образом можно объяснить: засуха, которая царила целых два месяца на европейской части России, сделала своё чёрное дело. Урожай зерновых собран значительно меньше, чем предполагалось. И хотя есть стратегические запасы, пусть и не в полном объеме осталось зерно с прошлого года. Во всяком случае - это тот запас, который в прошлом году не успели реализовать «за бугор». А чем объяснить скачки цен на бензин, который можно приравнять к стратегическому товару? И, в первую очередь, в тех регионах, где этот самый бензин производится? К этому числу можно отнести и нашу область. Минимум два раза в год повышаются цены на бензины всех марок. Не является исключением и дизтопливо.
Если проследить по годам, то выявится тенденция подорожания не на копейки, а на рубли. Причём, «Лукойл» как бы соревнуется с «Газпромом». Я заглянул в местные газеты двухгодичной давности. В августе 2008 года практически одновременно и «Лукойл», и «Газпром» подняли цены на все виды топлива. Разница составляла всего шесть дней. «Газпром» поднял цену с седьмого августа, а «Лукойл» с первого августа. И как тогда сообщили ответственные работники этой компании, это было второе подорожание за год. Цены в августе подняли и другие нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия. В 2009 году также наблюдалось повышение топлива. Тенденция сохраняется и в этом году. Это не может не беспокоить автовладельцев. И они уже открыто заявляют о топливном сговоре производителей. Не зря же задавали премьеру Владимиру Путину на Дальнем Востоке вопрос о том, будет ли предел этому подорожанию? Премьер, конечно, пожурил производителей топлива и предложил антимонопольной службе разобраться и наказать виновных, если есть необоснованное повышение цен. Какой уже раз и премьер Путин, и президент Медведев обещали навести порядок с реализацией топлива. А воз и ныне там. Топливо дорожает, что самым серьёзным образом бьёт по карманам автолюбителей и автовладельцев. И это, естественно, вызывает нарекания. Дошло даже до демонстраций, на которых водители в разных городах страны довольно бурно реагировали на ценовой беспредел. И правительство стало искать выход из создавшегося положения. Как правило, все решения на этот счёт непопулярны. К примеру, прошлогоднее увеличение транспортного налога. В Москве, Петербурге, Владивостоке и некоторых других городах прошли акции протеста. А в Калининграде, на западе страны, дошло даже до многотысячного митинга с требованием отставки главы правительства Путина. Водители хотели только одного: справедливости. Транспортный налог, который «привязан» к мощности двигателя автомобиля, не увеличивает того, как используется сам автомобиль. Ведь можно иметь потрёпанную иномарку и ездить на ней всего три-четыре месяца в году, в благоприятную погоду, а зимой, в весеннюю и осеннюю распутицу стоять «на приколе». Но налог в размере 15-20 тысяч рублей платить в казну государства должен обязательно. А вот владелец таких же стареньких «Жигулей» может без остановки работать круглый год и платить транспортный налог в сумме 3-4 тысячи рублей. Поэтому и требовали демонстранты включить транспортный налог в стоимость топлива. Пусть, мол, кто больше ездит, тот больше и платит. Такая система действует в США. И это, в общем-то, логично. Но правительство нашей страны эту идею «зарезало», ссылаясь на то, что это, мол, приведёт подорожанию топлива, потом всего остального и, в конце концов, к инфляции. Такой подход – это, как считают специалисты, лишь повод лишний раз потешить свои амбиции. Но бензин, как известно, и так дорожает, без всяких налогов. С июня прошлого года литр девяносто пятого и восьмидесятого стал дороже на 25 процентов. А девяносто второй – почти на треть.
Опять сошлюсь на специалистов. Они считают, что у нашего правительства очень далеко идущие планы. Правительство собирается ввести акцизы на бензин и при этом не отменять транспортный налог. Получится что-то вроде совмещения европейских акцизов с российской данью. И хотим мы или не хотим, это приведёт к новому значительному подорожанию топлива. Одним словом, сейчас, когда в регионах не хватает средств на здравоохранение, просвещение и на некоторые другие статьи расходов, правительство страны уповает на транспортный налог, как на новую панацею по увеличению доходной части бюджета, направляемую на строительство дорог. Однако налоги увеличиваются, а вот дороги, на которые и должны направляться отчисления от транспортного налога, улучшаются медленно. Так что несправедливо перелагать финансовое бремя страны на плечи тех, кто является автовладельцем или автолюбителем. И не только на них. На всё население страны. Ведь все мы в той или иной мере зависим от цены, которая в данный момент складывается на топливном рынке.
В общем, вопрос о цене топлива из экономической плоскости переходит в политическую. И ещё неизвестно, какими могут быть последствия.
Борис Волжский,
"Факт и компромат" № 29, 17.09.10.