Топталовка или Алёшкина любовь
Те, кому сегодня за 70, наверняка по мнят или сами были участниками при мерно такого диалога:
– Ну чо, Петро, пойдёшь сегодня вечером на Топталовку?
– А девки наши будут? Так не будут – мы других закадрим…
Да, полвека назад эта самая Топталовка была, как ныне говорят, местом тусовки молодежи и вообще холостого молодняка. Здесь встречались и прогуливались давние знакомые друг другу парни и девчата. Здесь и заводили знакомства – иногда временные, а бывало и навсегда.

Начиналась она, эта Топталовка, с угла улицы Б. Хмельницкого и Октябрьской, где нынче располагается школа искусств, и продолжалась неспешно вниз до улиц Советской и Октябрьской, где на одном углу ныне располагается редакция и типография, на другом был шинок или, проще говоря рюмочная, где можно было для смелости в знакомстве «остограммиться» и для храбрости или наглости ходили парами и кучками, поднимая привычную для села уличную пыль. Топталовка начиналась сразу вечерними сумерками и длилась порой до первых петухов или, когда сельчане выгоняли коров на выгон. Люди постарше и посолиднее уходили ночевать с курами.

С годами Топталовка переместилась в центр села, – на улицу Кирова, позже Ленина. Здесь с 30-х годов на столбе у афиши кинотеатра висел говорящий «колокол», радиорепродуктор, где собиралась, так сказать, интеллигентская среда – послушать московские известия или музыку, а то и репортажи с футбольных матчей, которые вел известный в те времена комментатор Вадим Синявский, а позже Николай Озеров. Но и здесь сохранилась традиция Топталовки – под руки бродили парочки, целуясь, не скрываясь, среди гулявших был и Алёша Зуев, в будущем Алексей Дмитриевич со своей Галиной.

Богу известно, познакомились бы они в другом месте и в другое время, только любовь, зарожденную в топталовке, они пронесли через всю жизнь до самой войны, куда Алексей был призван и воевал связистом, обеспечивая телефонную нить жизни командирам полка и батальонам. А как под пулями и разрывами воевал говорят два ордена Славы, первой и второй степени.
С Галиной жили любовно, дружно, родили и подняли двоих детей. Все мы смертны. Болезнь разлучила любящую пару – Галина умерла раньше, оставив вдовствовать Алексея Дмитриевича наедине со своей любовью.
Тосковал он мучительно по своей Гале, которую он пожизненно называл Галочкой.

– Бывало, – вспоминал Алексей Дмитриевич, – выйдешь поутру во двор похозяйничать, в хлопотах дел всё думаешь, что вот выйдет на крыльцо Галочка и позовет «Лёша, чай пить». А теперь никого не зовет, зайдёшь в пустой дом, там всё напоминает о ней и самотканые половицы, а больше фото на стене.

– Грешным делом, – признавался Алексей Дмитриевич, – к стопочке прилипал, не помогло, бросил это дело.

Так и умер орденоносец Алексей Дмитриевич Зуев в тоске по своей Галочке. Теперь покоятся два любящих сердца – Алёшка и Галочка.

В. Лукин
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 15 (775), 2018 г.