Ну, вот и свершилось! Россия вступила во Всемирную торговую организацию, став полноправным членом этого торгового клуба мирового значения. Мнения на факт вступления нашей страны в ВТО у общественности разные. Порой самые противоречивые. Особенно, когда вопрос касается сельского хозяйства.
Не получится ли, как случилось с Арменией, Грузией, странами Прибалтики? Там в результате вступления в ВТО оказались заброшенными тысячи гектаров плодородных почв.
Что касается производителей сельхозтехники, то они самым негативным образом оценивают присоединение нашей страны к этой торговой организации. По их данным, к примеру, продажа комбайнов упадёт раз в двадцать, потому что наши комбайны не в состоянии конкурировать с зарубежными аналогами. И инвесторы тут же перестанут инвестировать средства в нерентабельное производство.
По мнению, специалистов, у всех членов ВТО разные условия, разное финансирование в этот сектор экономики. В Швейцарии, которая в сотни раз меньше нашей страны по размерам посевных площадей, государство вкладывает ежегодно в сельскохозяйственный сектор почти шесть миллиардов. Огромные вложения в сельское хозяйство и в других странах Евросоюза. И не удивительно, что они выигрывают от вступления в ВТО.
Встревожены вступлением во Всемирную торговую организацию представители пищевой промышленности. Особенно обеспокоены свиноводы. Они прогнозируют резкое увеличение импорта живых свиней, потому что таможенные пошлины на них снизятся с сорока до пяти процентов. А потери нашего российского свиноводства могут составить до 200 миллиардов рублей, хотя только в последние пять лет в эту отрасль было инвестировано 250 миллиардов рублей. Огромная сумма! За счёт этих средств удалось поднять производство свинины с 1520 тысяч тонн в 2005 году до 2428 тысяч тонн в 2011 году. Со вступлением в ВТО эта положительная динамика без государственной поддержки отечественного производителя может пойти резко вниз.
Пострадают от вступления в торговый международный клуб и птицеводы, потому что «за бугром» высокая степень механизации производственных процессов, а у нас больше ручного труда. А ручной труд менее производительный.
В общем, риски для нашей страны довольно значительные. Однако, как считают аналитики, никакого апокалипсиса в российской экономике не произойдёт. На Украине, например, которая стала членом ВТО ещё в 2008 году, ничего неожиданного не произошло. Наоборот, экспорт сельхозпродукции увеличился на 12 миллиардов долларов в год, а доля сельхоз товаров в общем экспорте увеличилась с 12 до 23 процентов.
Всемирный торговый банк сулит значительную выгоду и нам. Она составит, по их данным, 49 миллиардов долларов в течение трёх лет после вступления в ВТО и 162 миллиарда долларов в течение десяти лет.
И всё же даже эта организация признаёт, что далеко не все отрасли российской экономики окажутся в выигрыше. Производство сельского хозяйства, как это ни печально, может сократиться. За три первых года на целых три процента. Однако в дальнейшем прогнозируется рост. Причём довольно значительный: на девять процентов.
Что готовит вступление во Всемирную торговую организацию чисто астраханским отраслям экономики? Рыбному хозяйству, к примеру. Эксперты едины, что рыбная промышленность понесёт определённые убытки, так как будет сокращена доля отечественной рыбы на торговом рынке. Появится больше рыбы из далёких стран и морей, а наша рыба пойдёт «на отдых». Однако есть эксперты, которые настроены оптимистично. И считают, что вступление в ВТО на астраханскую рыбную промышленность никак не отразится. А если и пострадает, то это коснётся в основном прудовые хозяйства, потому что за рубежом в последние годы упор делается главным образом на выращенную искусственным путём рыбу. Её-то и будут нам поставлять в огромных количествах. Она, естественно, дешевле нашей, но вкусовые качества такой рыбы весьма сомнительны. Но придётся есть и такую, если в магазинах и на рынках Астрахани её будет больше отечественной.
Что касается местного агропрома, то нам, в общем-то, беспокоиться не стоит. Мы не производим сахар, хлопок, пшеницу, которые являются экспортируемыми товарами. А помидоры, дыни, арбузы, огурцы наши никому, надо сказать, не нужны. Свои некуда девать. А вот картофель может оказаться в большом спросе и попроситься даже в далёкое зарубежье. Сейчас в основном отправляем к ближним своим соседям – в Казахстан, в частности… И говорят, даже в Белоруссию. Но я почему-то не верю. Белоруссия – это одна из самых картофельных республик бывшего Советского Союза.
Россия восемнадцать лет добивалась вступления в ВТО. Добилась. Что дальше? Какие сюрпризы ждут нас? Какие радости? Какие огорчения? Но махать кулаками уже поздно, если окажемся в торговом капкане. Раньше нужно было думать.
К. Борисов,
"Факт и компромат" № 29, 24.08.2012.