Трагедия на кутумской воде

Прошлое лето стало для одного нашего земляка последним после плотного прикладывания к горячительным напиткам под солнцем и прогулки по Кутуму на катамаране. Видел ли он запрещающие купание надписи, мы уже не узнаем, зато у всех нас появилась возможность разобрать эту трагедию, дабы подобного не происходило впредь.

Итак, трое мужчин, выпив немножко до степени, когда все тосты уже произнесены, а если бы какие-то ещё и оставались, то произнести их всё равно бы не смогли в силу алкогольных процедур, взяли у Моста влюблённых в аренду катамаран и давай на нём кататься.

Отдали денежки и ступили на борт плавучего средства. Сверху нещадно палило солнце, снизу была грязная, но прохладная вода, а между двумя стихиями оказались зажатыми и бравые начинающие мореплаватели, и продукция спиртзаводов.

 

Свидетелями их движений были очень и очень многие прогуливающиеся в тот момент по набережной люди. Они отчётливо видели, что катамараном управляли очень сильно пьяные товарищи, а в качестве балласта позади ехал совсем уж приунывший и потерявший возможность сидеть ровно паренёк. В какой-то момент он, до этого бессвязно двигающий руками да ногами, вдруг замер на несколько мгновений и упал, как подкошенный, в воду.

На месте погружения не особенно глубоко: в случае чего можно достичь дна и оттолкнуться от него, добраться до поверхности, ну и двигаться к берегу лечить от порезов ноги. Друзья-товарищи стали с любопытством смотреть в воду. Поверхность Кутума была как всегда обычной и не выдавала ни пузырьков воздуха, ни каких-либо признаков наличия водолаза. За этим спокойно смотрели многие люди со стороны. Лишь один мужчина, оценив весь ужас ситуации, на бегу разделся и нырнул спасать тонущего человека. Оставшиеся на свежем воздухе приятели терпящего бедствие приятеля с любопытством наблюдали за происходящим и что-то мяукали одними гласными, забыв про согласные начисто буквы. Спасатель нырял несколько раз за пьяным купальщиком, но найти его не смог. С берега продолжали смотреть, кто-то уже успел достать гаджеты, но не для вызова врачей и спасателей, а для видеосъёмки этого происшествия. Большая часть людей истуканами с острова Пасхи молча стояли и наблюдали. Некоторые комментировали всё это в нейтральном ключе, однако пришлось в который раз увидеть дно человеческой морали: несколько человек открыто выражали недовольство действиями добровольного спасателя, которому «больше делать нечего, чем спасать какого-то алкаша».

Утонул и утонул – Кутуму к людям с отрицательной плавучестью не привыкать, ну а я давно привык к людям с отрицательной живучестью. Ведь если человек жить не хочет, то он утонет в горящей избе, перед этим потеряв сознание от утечки газа.

Слушать не самых умных и не добрых людей было тяжело, поэтому всё внимание перешло к начальнику Кутумской флотилии. Молодому человеку явно хватает времени заниматься поддержанием своей физической формы, но вот с остальным дела обстоят явно и много хуже. Спасательные жилеты выдавал он только детям. Взрослым, видимо, жить уже хватит, они всё видели и не стоит сильно переживать. А он, собственно, и не переживал. Вообще. Никак.

Спокойно взял и отдал в руки пьяных в уматень катамаран, словно тот лодочник, что переправляет на катамаране мертвых в царство аидовское. А выдал бы спасжилет, остался бы тот человек живым, сохранился бы целый налогоплательщик, избиратель и будущий автор книги «Как я чуть не утонул пьяным, а после стал сверхчеловеком». В соавторстве написал бы с друзьями. Хотя с такими друзьями и враги не нужны, а с такими прокатами смертельно опасных игрушек говорить о безопасности на воде не приходится вовсе, так что МЧС зря старается – до всех не достучишься. С великим и могучим криком «Тагил!» астраханцы и гости города тонут перманентно. Опять же называть утонувших астраханцами очень тяжело, астраханцы ходят в воде, как по суше. Почему же это не умеют все? А всё очень просто, тут всего несколько моментов напомню.

В 100 метрах от самоликвидировавшегося в пучине плавца раньше находился бассейн «Садко». В него водили детвору, школьников, детей, в общем. Там каждому предлагалось проплыть по 25 метров. Теперь на этом месте стоит «элитный» дом. Бассейн снесли, вместо нового построили дом, что логично и правильно.

Идём дальше, пойдёмте, пойдёмте, погуляем по памяти. Видите, вон там, на берегу Волги странную конструкцию? Это городская купальня. Там можно было купаться и взрослым, и детям, а утонуть было очень тяжело – дно было практически всегда под ногами. В купальне астраханцы плавали как картошка во фритюрнице, и всем было хорошо: учиться плавать лучше со страховкой, а купальня по мне – так лучшая из возможных страховок. Вместо купальни теперь просто пустота, ничего там нет. Ребятишки бы учились купаться просто на Волге, но несколько километров просто обустроили таким образом, что комфортно там купаться не получится никак. От моста Нового до моста Старого город надёжно защищён от попыток научиться плавать, не будет же ребёнок сразу нырять и держаться на воде, поэтому приходится всем идти и купаться в Кутуме, где вода идёт после фильтра Больших исад с мусором и забавными пушистыми комками. Если приглядеться, мы увидим в них трупы распухших в воде животных, которых кушают рыбки и черепашки.

Но неподалёку есть ещё один бассейн. Ходить в него и купаться бесплатно ни в коем случае нельзя, поэтому туда обычные люди и не ходят. Они ездят на городской пляж, который официально ещё не открыт, а откроют его, когда уже половина лета пройдёт, и он никому уже толком не будет нужен. Ездить же на остров Городской и купаться пока ещё можно, но на обратном пути покрываешься потом так, словно и не купался, а домой добираешься уже полностью изнурённым. Это ещё хорошо, что денег на превращение Городского острова в резервацию для миллионеров не хватило (какая ирония!), а так бы сейчас там осталось порядка 5 % берега для купания простых смертных. Поэтому оные просто берут побольше горячительных напитков и катаются по Кутуму.

Разумеется, что от такого подхода к проблеме плавания в одной из крупнейших дельт мира ситуация будет ухудшаться год от года. Всем проще напиться и никуда не ходить купаться, а потом по синей волне утонуть, нежели тащиться куда-то до берега, пляжа. Нужно вообще вдоль всех берегов построить шикарные набережные, а прямо у кромки воды выставить пятиметровые заборы и охранников через каждые двести, а лучше даже через каждый сто метров. Тогда и тонуть меньше будут, и охранников станет больше, а безработных меньше. Сегодняшние юные астраханцы будут вырастать, но не будут уметь плавать. Им попросту будет негде этому учиться. Они будут также беспечно кататься на лодках, катерах и катамаранах и, конечно, тонуть. Всегда было интересно, что чувствует тот, кто вот уже понимает, что сейчас кино кончится и светлое пятно солнца наверху становится всё темнее? Наверное, они жалеют о том, что вместо того, чтобы учиться плавать, учились пить вёдрами без закуски на жаре. Хотя это тоже талант. Даром только, что я переплыву даже реку с алкоголем, который выпьют тысячи водкаманов, но не каждый водкаман переплывёт даже иссохшую ныне Волгу. В начале каждого купального сезона смотрю на воду, на людей и понимаю, что скоро некоторые из них плотно познакомятся с ней. Но это никого не останавливает с одной стороны, а с другой стороны и не сподвигает пойти и развивать технику плавания – некуда идти-то.

Сегодня на фатальном катамаране вновь катаются люди. Они могли бы быть одними из очевидцев той трагедии. Также бы стояли и ничего бы не делали. Потому как спасать из воды они не в силах, благо качественные граждане тонут по закону нетонущего сами понимаете-с чего. А вызывать спасателей некогда, потому что тогда кто всё это будет снимать и показывать друзьям настоящую смерть. Тихо так стояли, снимали, без шума и гама. Это было ужаснее, чем кадры массовой казни на берегу моря сирийских военных боевиками. Безразличие, зато спокойствие. Когда спокойно снимаешь, камера не дёргается, горизонт не заваливается, можно даже сказать пару слов в адрес «умника», который попытался спасти человека. Берегите себя и учитесь плавать. В случае беды вас просто некому будет спасать, как я уже сказал. Остаётся надеяться на то, что Волга полностью высохнет, тогда точно не утонет никто.

Чулпан Хаматов, астраханский областной общественно-политический еженедельник "Факт и компромат", № 24 (634)

P.S. «Кто утонет, купаться больше не будет».