Трагедия на рабочем месте: причины и следствие
Не так давно на территории одной из строительных организаций нашего города погиб 61-летний мужчина. По информации областного следственного управления СК РФ, погибший оказался водителем, перевозившим рекламный щит. Он откликнулся на просьбу рабочих помочь с выгрузкой этой конструкции, в результате падения которой ему и была нанесена черепно-мозговая травма. Пострадавшего доставили в больницу, где он позднее и скончался… Следственные органы приступили к проверке, результаты который на сегодняшний день неизвестны.

Этот трагический эпизод стал еще одним штрихом в безрадостной картине производственного травматизма не только в Астраханской области, но и России в целом.

И в то же самое время, даже не обладая данными расследования происшествия следственными органами, можно предположить, что работодатель, вероятнее всего, не понесёт никакого наказания и ограничится лишь единичной денежной выплатой (в лучшем случае) семье погибшего, сделанной «по доброй воле». Отказ от более значительной материальной компенсации будет мотивирован тем, что погибший оказывал помощь в погрузочно-разгрузочных работах по личной инициативе. Наказание может понести лишь тот, кто отвечал за выполнение работ по транспортировке и монтажу рекламного щита.

Однако, это всего лишь предположения. Окончательный вердикт будет вынесен следственными органами. Виновность или невиновность работодателя и иных лиц, ставших участниками данной трагедии, установит суд. Но на это уйдет очень много времени.

Тем не менее, не дожидаясь вердикта судебных инстанций можно сказать, что причиной этого происшествия стала плохая организация, отсутствие необходимой техники и т.д. Любой, кто сталкивался с астраханскими компаниями, может подтвердить, что прохождение различного рода инструктажей, обучения и прочих специальных мероприятий во многих из них носит формальный характер. Ужесточение мер наступает лишь после чрезвычайных происшествий, да и то на короткий срок.

Помимо этого, к работам привлекаются люди низкой квалификации, поскольку тот уровень заработной платы, который астраханские работодатели готовы выплачивать наемным работникам не может заинтересовать высококвалифицированные кадры.
Неудивительно, что смертельные случаи на производстве не редкость для Астраханской области.
В то же время региональные власти заявляют, что уровень производственного травматизма у нас по сравнению с прошлым годом как правило снижается. Постоянно.

Справедливости ради стоит отметить, что этим же страдают и федеральные органы власти, рапортующие, будто кривая производственного травматизма неуклонно стремиться вниз. Например, об этом говорил замминистра труда и социальной защиты РФ Лекарев в минувшем июле на межрегиональной конференции в Тюмени. В частности, он сказал: «В последние годы в России наблюдается снижение уровня производственного травматизма. Мы видим, что эта тенденция сохраняется и в I квартале 2016 года, в котором, по сравнению с I кварталом 2015 года, количество погибших в результате несчастных случаев на производстве снизилось с 435 человек до 359 человек». Не обращая внимания на помпезный тон докладчика, хочется сказать, что, исходя из статистических показателей уровня производственного травматизма, работать в Российской Федерации чуть менее опасно, нежели пользоваться автомобильным транспортом.

А что же в Астраханской области? А вот что…

К примеру, пресс-служба зампредседателя облправительства по социальной политике 30 ноября 2012 года разместила на своём официальном сайте публикацию под заголовком «В Астраханской области уровень производственного травматизма ниже, чем в других регионах ЮФО». В ней сообщила, что «за 9 месяцев 2012 года количество погибших на предприятиях составило 10 человек, в 2011 году зафиксировано 19 подобных случаев. Ситуация в других регионах значительно хуже. Так, за 9 месяцев 2012 года в Ростовской области выявлено 63 случая гибели от производственного травматизма, в Краснодарском крае – 57, в Волгоградской области – 32».

На первый взгляд может показаться будто в нашем регионе вопрос охраны труда действительно организован на высоком уровне. Но лукавство заключается в том, что численность занятых граждан в вышеперечисленных областях значительно превосходит количество работающих в нашем регионе.

Это легко проверить, обратившись к данным Росстата, сведенным в общую таблицу «Динамика производственного травматизма по федеральным округам и субъектам Российской Федерацииза 2010-2014 гг.». В документе находим графу «Среднесписочная численностьработающих», «тыс. человек):
  1. Ростовская область – 542,0 (2011 г.); 568,4 (2012 г.).
  2. Краснодарский край – 687,8 (2011 г.); 690,9 (2012 г.).
  3. Волгоградская область – 357,1 (2011 г.); 354,2 (2012 г.).
  4. Астраханская область – 132,6 (2011 г.); 140,8 (2012 г.).
Иными словами, в нашем регионе уровень занятости значительно ниже тех областей, которые пресс-служба зампредседателя правительства Астраханской области по социальной политике привела в своем релизе. А если учесть, что наибольшие показатели травматизма и смертности приходятся на обрабатывающие производства, можно сделать вывод, что этот сектор промышленности в области просто-напросто отсутствует или находится в зачаточном состоянии.

То есть на самом деле, даже Волгоградская область по своим показателям занятости превосходит чуть ли не в три раза! Логично, что там, где меньше работают, меньше и гибнут. Если же привести численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, показатели не в нашу пользу будут ещё заметнее.

К тому же по данным Роструда число погибших в организациях всех видов экономической деятельности в регионе в 2014 году увеличилось по сравнению с 2013 годом в 1,5 раза… Ни о каком снижении, увы, речи идти не может.

Тем не менее, надо признать, что статистика со смертностью на рабочих местах в целом по России и ЮФО в частности просто шокирующая. Именно по этой причине пускать пыль в глаза, выдавая желаемое за действительное, ссылаясь при этом на тех, кто потерял жизнь на рабочем месте, по меньшей мере, неприлично.

И всё же в Астраханской области предпринимаются попытки заставить работодателей пересмотреть свое отношение к профилактическим мероприятиям, направленным на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. С этой целью министерство труда и социальной защиты РФ ранее издало приказ № 580н от 10.10.2012 г. «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно данному документу финансирование этих мероприятий может быть частично компенсировано Фондом социального страхования РФ в текущем финансовом году.

В то же время, по мнению юристов, оказывающих помощь предпринимателям в правильном оформлении документов для получения части средств, направленных работодателем на мероприятия по профилактике снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, последние неохотно обращаются к данной практике, ссылаясь на запутанность процедур оформления компенсации. Однако тут можно предположить, что нежелание прибегать, казалось бы, к выгодной для бизнеса процедуре возврата вложенных средств, коренится в другом: если деньги не израсходованы, то и не стоит «городить огород» с оформлением «лишней» документации.

Косвенно это подтверждается и данными регионального отделения Фонда социального страхования, подведшего в середине августа 2016 года итоги заявочной компании на финансирование предупредительных мер от несчастных случаев на производстве. Разрешение на использование средств обязательного социального страхования было получено заинтересованными организациями на общую сумму 20,3 млн рублей. И это при том, что по состоянию на 1 января 2016 года в Астраханской области было зарегистрировано 18906 предприятий и 28659 человек индивидуальных предпринимателей, с учетом крестьянских (фермерских) хозяйств, включая не перерегистрированные и не ликвидированные в установленном порядке. Кажется, цифры говорят сами за себя…

Возвращаясь же к вопросу о компенсации семье погибшего этой осенью астраханского водителя, и скепсиса по поводу принятия справедливого решения по этому печальному поводу, хочется вновь обратиться к статистике.

С 1 января позапрошлого года года семьи работников, погибших на производстве, имеют право на получении единовременной страховой выплаты размером в один миллион рублей. С начала этого года астраханским региональным отделением Фонда социального страхования РФ эту сумму выплатили пяти семьям, хотя по статистическим данным за предыдущие годы, число погибших на производстве в регионе в среднем составляет 10 человек…

Вадим Куликов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 39 (698)