Трагическая судьба музыкантов из легендарного астраханского «Пурунджан-квартета»

Музыкальная жизнь Астрахани всегда была яркой и насыщенной. Здесь рождалась и развивалась музыка различных течений. Среди формализма и посредственности во все времена выделялись личности, впечатления от искусства которых пережили десятилетия.

В этом ключе нельзя не вспомнить астраханскую легенду – уникальный коллектив «Пурунджан-квартет», который знали и любили не только любители джаза. Они исполняли качественную и самобытную музыку, находящую отклик у широкого круга слушателей. В состав его входили:  

Карен Пурунджан – композитор, руководитель, клавиши;

Лариса Сазонова – вокалистка;

Алексей Назариков – труба;

Вадим Пелюгин – бас-гитара.

Все эти музыканты также выступали в составе Эстрадно-джазового оркестра Астраханской филармонии.

Астраханка Лариса Сазонова закончила Одесскую национальную музыкальную академию имени А.В. Неждановой по классу вокального пения.

Карен Пурунждан тоже учился в Одессе, только в музыкальной школе для одарённых детей при Одесской консерватории. Его родители жили в то время в Грозном, отец работал инженером на нефтяном заводе.

С раннего детства мальчик привыкал к самостоятельной жизни и учился музыке. Потом судьба привела молодого человека в Астрахань, где он поступил в нашу консерваторию. По её окончании Карен стал работать в Астраханской государственной филармонии, куда после учёбы из Одессы приехала Лариса Сазонова.

Музыкальная жизнь в Астрахани в начале 90-х годов била ключом. Ещё до образования «Пурунджан-квартета» ребята играли в различных составах и сотрудничали со многими астраханскими музыкантами.

Но постепенно четвёрка талантливых единомышленников объединилась в коллектив, название которого начиналось с фамилии их идейного вдохновителя и руководителя, композитора и виртуозного пианиста Карена Пурунджана. Именно его композиции, отличающиеся невероятной энергией и мелодичностью, стали основой их репертуара.

В 1994 году в Астраханской филармонии произошёл сильный пожар, разрушивший концертный зал и кровлю. После этого печального события выступления проходили в фойе. Именно там давал свои блистательные концерты «Пурунджан-квартет», пользующийся невероятным успехом у астраханских меломанов. Они также выступали в летнем дворике Театра кукол. На их выступления было трудно попасть – они всегда сопровождались аншлагом.

Репетиционная база музыкантов располагалась в комнате общежития филармонии, где жил Карен. В том же здании жила Лариса Сазонова. Алексей Назариков, самый молодой участник квартета, проживал неподалёку, в общежитии консерватории. Благодаря старшему брату Карена, имевшему свой бизнес в Москве, у музыкантов появились хорошие инструменты. У них была даже своя собственная мини-студия, где они записывали композиции.

Музыканты часто ездили на гастроли, как в составе джазового оркестра, так и самостоятельно. Они побывали во многих местах, выступали на престижных джазовых фестивалях, где становились лауреатами. Слава о самобытном джазовом коллективе из Астрахани перевалила за пределы региона и даже России.

Но не всегда жизнь наших героев была безоблачной - триумфальные выступления на крупных площадках чередовались с работой в ресторанах и на похоронах. Денег на вольготную жизнь не хватало. Коллектив жил и развивался без какой-либо поддержки со стороны государства, только спонсорская поддержка от брата Карена Вячеслава позволяла им какое-то время держаться на плаву.

В конце 2000 году Карен принимает решение уехать из Астрахани в столицу. Его творческие амбиции требовали выхода на другой уровень. За некоторое время до того, его старший брат провёл переговоры с известным музыкальным продюсером Евгением Фридляндом, который тогда опекал популярную группу «Премьер-министр». Прослушав мелодии Карена, не последний в большом шоу-бизнесе человек, пригласил астраханского джазмена работать в Москву.

На этой договоренности Карен Пурунджан оставляет наш город и свой коллектив, отправляясь покорять всероссийский «музыкальный Олимп». Но по каким-то причинам, полноценного сотрудничества с Фридляндом не получилось.

В Астрахани остались участники развалившегося коллектива, чей успех волевым решением его руководителя прервался на пике популярности. Погрустив, каждый из них зажил своей жизнью.

Лариса Сазонова кроме того, что являлась солисткой Астраханской филармонии, начала преподавать в Астраханской государственной консерватории. Она пыталась работать в других городах, в том числе и Санкт-Петербурге, но в итоге, вернувшись в Астрахань, продолжала концертную и педагогическую деятельность до весны прошлого года. В начале июня 2020 года её не стало.

Проводить в последний путь любимую певицу пришли многие астраханцы, несмотря на то, что в городе действовали ковидные ограничения, а минкульт призывал не приходить на кладбище. Сейчас друзья и поклонники Ларисы собирают деньги на памятник, так как у неё не было близких родственников и накоплений. Она даже не имела собственной квартиры – жила в ведомственной. К сожалению, любимица публики не успела получить по неизвестным причинам звания заслуженной артистки России, навсегда оставшись в сердцах астраханцев певицей № 1.

Судьба другого участника «Пурунджан-квартет», талантливого музыканта, трубача и дирижёра Алексея Назарикова также оборвалась самым трагическим образом. Спустя неделю после 50-летнего юбилея, в ноябре 2016 года он выпал из окна четвертого этажа своей квартиры.

Эта трагедия породила множество слухов и повергла творческую общественность Астрахани в шок. Лучезарный человек, блестящий музыкант, руководитель Эстрадно-симфонический оркестра Астраханской филармонии Алексей Назариков ушёл из жизни в расцвете жизненных и творческих сил. По воле рока первоклассный мастер импровизации оставил близких, коллег и поклонников без звуков своей пронзительной трубы и обворожительной улыбки.

Бас-гитарист коллектива Вадим Пилюгин первым из всех принял на себя удары судьбы. В ноябре 2002 года был расстрелян автомобиль, в котором находился отец Вадима - генеральный директор ОАО "Аэропорт Астрахань" Виктор Пилюгин и его жена Ирина, работавшая у него бухгалтером. Они и шофёр скончались на месте.

Это крупное заказное убийство вызвало широкий общественный резонанс, а Вадим Пилюгин остался с двумя несовершеннолетними детьми. Недавно он потерял сына. Сейчас бас-гитарист «Пурунджан-квартета», когда-то жизнерадостный человек и яркий музыкант, испытывает сложности со здоровьем.

Руководитель легендарного астраханского джазового коллектива – Карен Пурунджан так и живёт в столице, где по одним данным - преподаёт в одной из детских музыкальных школ, по другим, занимается предпринимательской деятельностью. Он давно не приезжал в Астрахань. Его не было на похоронах своих друзей и бывших коллег – Ларисы Сазоновой и Алексея Назарикова.

Музыка, тем более джазовая – это такая тонкая материя, в основе которой лежит синкопа – несовпадение ритмического акцента с метрическим. Да, что-то не совпало, не сложилось. Но остался этот альбом – «Tale of my life», вышедший в далёком 1998 году. Десять композиций Карена Пурунджана на английские тексты Ларисы Сазоновой.

Там вся четвёрка вместе, навеки, пока звучит эта музыка.

IMG_0883.JPG