Чтение — это способность воспринимать, понимать записанную информацию. Чтение – это интеллектуальный процесс, когда читаемый текст, рождает у читателя эмоциональный отклик и производит накопление информации.
Я научился читать до школы. Мама моя, Мария Григорьевна Иванова работала библиотекарем в областной библиотеке имени Н.К. Крупской. Она часто брала меня на работу. Мы спускались в подвал, где располагалось тогда книгохранилище. Мама доставала какую-нибудь громадную старинную книгу с иллюстрациями. На пол стелился картон, я садился перед книгой и смотрел картинки. У меня даже в мыслях не было, чтобы порвать страницу или смять ее. Книги для меня были и остались святыней.
Картинки с иллюстрациями из рыцарских романов, романов Фенимора Купера и Майн Рида завораживали, но я хотел не только смотреть, но и читать. Мама учила меня и на работе, и вечером дома.
«Книга, которая не стоит, чтобы ее прочли два раза, не стоит также того, чтобы ее прочли и один раз» — К. Вебер.
До школы я перечитал все русские народные сказки, «Старика Хоттабыча», «Приключения капитана Врунгеля», пушкинскую поэму «Руслан и Людмила».
В школе, куда я попал в 1957 году, к чтению не приучали, а скорее, наоборот. Школьников на уроках литературы мучили заучиванием совершенно неинтересных стихов и сочинениями с идеологическими подтекстами. Преподаватели литературы или вообще в свободное время не читали, или боялись делиться с детьми прочитанным. От уроков литературы веяло самой отвратительной казёнщиной. Но я никогда и не воспринимал уроки литературы серьёзно, как и обещания советского правительства построить коммунизм к 1980 году. С настоящей литературой я занимался в свободное время. Маму перевели в отдел обработки. Получив новую книгу, она на ночь брала её с собой.
В 1958 году она принесла книгу Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты». Я прочитал её от корки до корки до утра. Потом перечитывал ещё несколько раз. Благородный пират Бернардито Луис Эль Горра стал моим лучшим другом. Примерно тогда же я впервые прочитал рубаи Омара Хайяма. Это была поэзия, перед которой советская поэзия казалась примитивной. Но я тогда не читал ещё стихов Вознесенского, Левитанского, Аресения Тарсовского, Ахмадулиной, Бродского. С ними я познакомился сам. Школа мне в этом не помогала.
«Ответы, которые дают тебе книги, зависят от вопросов, которые ты задаёшь» - М. Аствуд.
Уже в школьные годы я понял, что серьёзной литературы как таковой не бывает. Есть учебники, и есть художественная литература, которая обязательно должна быть интересной, захватывающей, несущей в своих закрученных сюжетах мощные заряды интеллектуализма и нравственности. На уроках домашней литературы я мог быть честен.
Мне не нравился Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, я никогда бы по своей воле не стал перечитывать Ф.М.Достоевского, а вот М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.В.Гоголь и А.П.Чехов мне были ближе, чем современные советские писатели, разрабатывающие тему труда и партийного строительства. Этот мощный пласт никчемной литературы для меня не существовал.
«Любой род сочинений хорош, кроме скучного» — французский поэт Николо Буало.
Термины соцреализм, партийная литература для меня были эквивалентами ругательств, но в советской литературе каким-то чудесным образом порой пробивались драгоценные авторы. М.А.Булгаков со своим шедевром «Мастер и Маргарита», В.В. Орлов - «Альтист Данилов», В.А.Солоухин – «Черные доски» и «Записки из Русского музея», А.И.Солженицын – «Один день Ивана Денисовича». Этим авторам повезло. Горестно представляешь себе тех, кто писал, но написанное ими стало объектом изучения следователей КГБ и сгинуло вместе с морально и физически изломанными и искалеченными авторами, так и не узнанными этим безжалостным миром.
Соцреализм оказался весьма живучим. При всей своей никчемности соцреализм пережил развал СССР и распад КПСС. Выжил союз писателей, выжили отделения союза писателей в большинстве субъектов Российской Федерации, из бюджета производят финансовые вливания на содержание этих сугубо общественных организаций, члены которых пишут, не имея таланта.
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» — Фрэнсис Бэкон.
Собственно, мне совершенно безразличны страдания подобных борзописцев, отживающих своё время и плачущих о том, что им дают мало денег на издание совершенно никчёмных книг. Это происходит по всей России. Это уже не желание чиновников от культуры поддержать соцреализм в литературе. Это – уже примитивная коррупция, когда чиновники наживаются на откатах при выдаче бюджетных средств обнаглевшим бездарям.
Про эту коррупцию, не имеющую отношения к высокой литературе, можно было бы и не говорить, но бездари, нахватавшись премий, которые они выдают друг дружке, начинают свысока поучать, что читать надо только их «произведения», так как именно их бездарная чушь и является культурой, только их галиматья спасает родной русский язык.
Подобная «литература» рано или поздно изживёт саму себя. Достаточно напомнить о «новаторстве» астраханского писателя Щербакова, издавшего в 1997 году роман «Да будет твердь», а в 2011 году роман «Ушкуйники Дмитрия Донского. Спецназ Древней Руси». Писатель-патриот, каковым позиционирует себя Щербаков, не особенно утруждал себя: тексты двух романов один и тот же от первого до последнего слова.
Подобная «литература», слава Богу, не делает погоды. Но если бы даже в России перевелись талантливые люди, а западная литература ушла в беспробудную пропаганду секса и насилия, настоящий читатель не останется без чтения. Всегда есть книги, которые ты ещё не читал или хочешь перечитать. Совсем недавно я, например, открыл для себя эпистолярный роман английского писателя Т.Д. Смоллетаа «Путешествие Хамфри Клинкера», сейчас наслаждаюсь автобиографической книгой великого русского художника Ильи Репина «Далёкое и близкое».
Читающая публика Астрахани ныне помогает сама себе, чтобы не остаться без чтения в наше непростое время, когда цены в книжных магазинах доступны только тем, кто и не читает книг – коррумпированным бизнесменам и чиновникам. Работает народная библиотека у филармонии – простенький железный шкаф, куда можно поставить свою книгу и взять почитать книгу, поставленную туда таким же читателем, как ты сам.
Чтение помогает нам выжить, чтение помогает нам остаться людьми, чтение не даёт опустить руки. И кто знает, может быть, кто-нибудь из сегодняшних читателей станет сам писать хорошие книги. Ведь все талантливые писатели были жадными до чтения людьми.
«Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя» — Ф. Ницше.
Читайте, и чтение сделает вас свободными.
Н. Иванов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 20 (581), 30.05.2014 г.