Ещё не стёрлись из памяти те времена, когда приходилось на остановке стоять по полчаса, а то и более в ожидании нужного автобуса. Затем нужно было в него всеми правдами и не правдами умудриться как-нибудь влезть. Давка была неимоверная. Часто бывали случаи, когда людям становилось плохо.
При развитии рыночной экономики, когда спрос рождает предложение, в Астрахани стали появляться маршрутные газели. Первое время их даже рекламировали по радио и телевидению. Рекламный ролик призывал прокатиться быстро, комфортно и с ветерком.
Проезд в маршрутке стоил раза в два дороже, чем в привычном общественном транспорте, и большинство предпочитало, не торопясь никуда, ждать своего автобуса, троллейбуса и трамвая.
Но рынок диктовал свои условия. Маршрутная транспортная сеть стала быстро разрастаться, а стоимость проезда соответственно снижаться. И настал момент, когда маршрутки одержали победу над старым, не очень-то и добрым в то время общественным транспортом. Практически все автобусы с рейсов сошли, количество троллейбусов существенно сократилось, трамваев практически не стало, а потом и вовсе этот вид транспорта ликвидировали со всей прилагающейся инфраструктурой.
Маршруток становилось всё больше и больше, а вместе с ними и общее количество автотранспорта в Астрахани за последние годы увеличилось в разы. На улицах стало не продохнуть, пробки на дорогах стали традиционными.
Помню, как в 1994 году, фотографируя улицу Кубанская, я спокойно становился посреди дороги и производил фотосъёмку, мимо проезжали одна-две машины. Сегодня здесь даже в выходные дни образуются заторы.
Существенную долю городского автотранспорта сегодня занимают маршрутные газели. Их количество достигло предела, но в часы пик с пассажиропотоком они всё равно не справляются. Пустить ещё больше маршруток не позволяют экономические расчеты, согласно которым этот бизнес будет убыточным из-за пустых салонов в остальное время.
Сложившуюся ситуацию на дорогах и с обеспечением пассажиров общественным транспортом нужно решать. И эту проблему на протяжении последних нескольких лет с переменным успехом стараются решать власти в сотрудничестве с компаниями, предоставляющими услуги пассажирских перевозок автобусным и троллейбусным транспортом.
Вопреки бунтующим маршруточникам, которые не хотят делить с кем-то этот бизнес и терять свои заработки, в Астрахани стали появляться автобусы. В троллейбусный парк закупили новые машины. Действующие на сегодняшний день автобусные и троллейбусные маршруты стараются работать по утверждённому графику, и многие астраханцы, видя приближающийся автобус нужным маршрутным номером, отдают предпочтение поездке в нём. Они более просторны, безопасны, а время следования практически такое же.
Недавно часть автобусных маршрутов были снабжены спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. А в интернете появился сайт busapt.ru, на котором представлена карта города с наименованием улиц. По этой карте в режиме реального времени двигаются кружочки с номерами автобусных маршрутов, по которым можно отследить, где в данный момент находятся автобусы. Кроме того, карта демонстрирует наличие пробок. Таким образом, если есть желание поехать именно на автобусе, то можно посмотреть по компьютеру, где находится ближайший автобус, движущийся по направлению к вам, и в нужный момент выйти на остановку. Пока что на карте указаны только три автобусных маршрута: 20, 25 и 4Т. Надо полагать, что в скором времени появятся и все остальные. Особенно такую систему нужно поставить на 23-ий маршрут, водители которых по полчаса держат автотранспорт на конечных остановках, особенно в обеденное время.
Неоднократно астраханская власть заявляла о необходимости сокращения и ликвидации некоторых маршрутов, на которых работают частные извозчики на своих газелях. Взамен предлагается по этим рейсам пустить автобусы. Идеи, конечно, правильные. Но законы рынка всё же нарушать не следует. Конечно же, нужно запускать новые автобусные и троллейбусные маршруты. Да, дороги загрузятся ещё больше. Но рынок сделает своё дело, и лишние его покинут. Пассажиры сами выберут необходимый для них товар в конкурентной среде транспортных услуг. В результате останутся те, кто востребован покупателем. Если автобусы и троллейбусы будут ездить по графику, с завидной регулярностью и до поздней ночи, то необходимость в маршрутках по основным городским рейсам отпадёт. Они останутся только на подхвате и на тех маршрутах, куда не будет пролегать путь крупногабаритного транспорта ввиду экономической обоснованности, согласно соответствующему пассажиропотоку.
Михаил Поспелов,
"Факт и компромат" № 28, 10.09.11.