Будут ли продолжены поставки российского "голубого топлива" на европейский рынок через территорию Украины, разбирался экономист и блогер Константин Двинский.
«Через 11 месяцев (с 1 января 2025 года) истекает соглашение о транзите газа через ГТС Украины. Еще полтора года назад объемы сократились до минимальных 40-45 млн кубометров в сутки. В годовом выражении прокачка составляет плюс-минус 14 млрд кубометров. "Газпром" также продолжает поставлять газ в Европу через вторую нитку "Турецкого потока". Здесь объемы прокачки составляют также около 14 млрд, хотя инфраструктура рассчитана на 16 млрд кубометров. Итого мы имеем 28 млрд кубометров в год. Для справки – в 2021 году общие поставки газа в Евросоюз составили 141 млрд кубометров.
Цепляться за европейский рынок сейчас нет никакой необходимости. Во-первых, большая часть поставок все равно потеряна. Во-вторых, погоня за заработком была актуальна для логики "мирного" времени. Сейчас же ситуация изменилась. Тем не менее разговоры о продлении транзита через Украину в той или иной форме идут.
Так, на днях премьер-министр Словакии Роберт Фицо, побывавший на территории, подконтрольной киевскому режиму, заявил, что "вероятно" после 2024 года поставки будут продолжены. Киев сразу же опроверг эти слова, но в свойственной для себя манере, заявив, что речь о продлении транзитного договора не идет. Логично, что Москва и Киев ничего между собой подписывать не будут, однако это не означает, что поставки прекратятся полностью.
Скорее всего, будет придумана схема, согласно которой "Газпром" станет продавать газ непосредственно на границе, после чего право собственности на него переходит к импортеру (Венгрии, Словакии, Чехии или Австрии). И уже эти страны дальше на свой страх и риск договариваются с украинскими властями о транзите.
Впрочем, для России никакого смысла в продлении транзита в той или иной форме нет. Да, для "Газпрома" даже столь небольшие объемы, как 14 млрд кубометров в год, это порядка 5 млрд долларов выручки. Деньги неплохие. Однако какие Россия понесет издержки?
Во-первых, киевский режим продолжит зарабатывать на транзите. Пусть не так много, как раньше, но тем не менее. Напомню, согласно договору от 2019 года, "Газпром" должен платить Украине за виртуальные 40 млрд кубометров в год вне зависимости от того, осуществляются поставки или нет. Информации о том, продолжилось ли осуществление транзакций после 24 февраля 2022 года нет. Но можно с высокой долей вероятности предположить, что платежи идут. В противном случае Киев бы изнылся, крича о том, что Москва "нарушила" контрактные обязательства.
Во-вторых, благодаря транзиту через ГТС, Украина имеет возможность получать газ через так называемый "виртуальный реверс". То есть, заниматься прямым отбором. Разумеется, нет никаких обратных поставок или ещё чего-либо. Киев заранее договаривается с европейскими странами об объемах и получает их по более низкой цене. При других раскладах он будет вынужден платить за импорт "голубого топлива" больше.
Да, при отсутствии всего вышеописанного Украина не замерзнет и не загнется. Как-нибудь выкрутятся. На худой конец поможет ЕС. Однако все равно определенная неприятная ситуация будет создана, определенные потери будут понесены. На другой чаше весов мы имеем 5 млрд долларов экспортной выручки, значительная доля которой направляется в государственный бюджет в виде прямых и косвенных налогов. Да и "Газпром" – это госкомпания. То есть, де-факто является частью государственной казны в широком понимании этого определения.
Однако логика "мирного" времени, повторю, здесь неприменима. Транзит через Украину необходимо прекращать вне зависимости от того, дружественные или нейтральные политические силы находятся сейчас у власти в Венгрии, Австрии или же Словакии. В крайнем случае можно проработать вопрос о расширении т.н. "южного коридора", о чем ранее шла речь. Даже поставки через Ямал-Европа с последующим транзитом через Германию выглядят более целесообразными, чем прокачка через ГТС Украины. Надеюсь, после 2024 года транзит через территорию нашего противника прекратится.
Нынешние контрактные обязательства, раз их подписали, необходимо исполнять. Но дальше ни на что подобное соглашаться нельзя».