Завершившийся третий квартал – самый хлебный в году, потому что в Астраханской области в это время, как всегда, идет массовый сбор урожая. Виды на новый рекорд по бахчевым, овощам и картофелю, говорят, очень неплохие, но до подведения итогов еще далеко. Да и с арбузами вроде бы неувязочка вышла: перепроизводство – спроса на них не хватает.

Мы же поищем знаковый, не связанный с сезонностью итог третьего квартала, или, скорее, экономический императив.

Ну вот, пожалуй, немного громче, чем прочие, звучало судостроение, особенно завод «Лотос», который посетил губернатор. Это самая молодая крупная верфь региона (пущена в действие в 1985 году). 6 сентября там состоялась торжественная закладка двух 140 метровых танкеров RST 25 морским водоизмещением 6600 тонн (при осадке 4,175 м) и речным 4700 тонн (при осадке 3,60) по заказу ОАО «Московское речное пароходство». Большие пароходы, серьезные, могут одновременно перевозить два вида грузов, всего в России сейчас строится четыре таких, и один уже построен. Контракт «Лотоса» стоит 1 млрд. 80 млн. рублей.

27 января там же по заказу ОАО «Западное пароходство» (Калининград) заложили два многоцелевых сухогруза c максимально возможными для Волго-Донского судоходного канала габаритами: длина 140 метров, ширина 16,7, морское водоизмещение – 7150 тонн (при осадке 4,7 м) и речной – 4250 тонн (3,6 м). Говорят, уникальные суда. А для «Лотоса» уникальна сама ситуация – строить четыре больших судна сразу. В прошлом году завод долго простаивал, а сейчас даже заговорили о его втором рождении. И до этого было, что он простаивал, а потом получал заказы, и говорили, что завод возрождается. Правда, это были половинки корпусов (вторые половинки строили на «Астраханском корабеле» - кооперация в рамках АСПО) для иностранных заказчиков. А сейчас-то речь идет о полноценных судах. То есть для своих делать лучше.

От судостроения переходим к морскому транспорту. В начале сентября делегация Астраханской области посетила Баку, и там, кроме прочего, речь шла об открытии постоянно действующей паромной линии. За последние лет десять об этом говорили уже неоднократно, но, может быть, на этот раз сладится? Почему нет? Спрос-то, наверное, есть. Астрахань и Баку связывает прямая железная дорога - через Калмыкию и Дагестан. И по ней в Азербайджан возят астраханскую муку и многое другое из России. Но вот прямой автомобильной дороги нет. Пассажиры пассажирских поездов, которые идут из Баку в Россию и на Украину исключительно через Астрахань, тоже, бывает, жалуются, мол, обирают по пути силовые органы, особенно, говорят, одной республики. Правда, на астраханских паромах типа Ро-Ро нет кают для сторонних пассажиров, только для экипажа и водителей грузовиков. А железнодорожные паромы с линии Баку-Красноводск (они берут только грузовые вагоны) берут пассажиров, но в порту Оля еще нет необходимого для них причального комплекса. Но в Баку договорились, что торгово-промышленные палаты обеих сторон в рамках «Экономического туризма» будут содействовать круизному морскому сообщению из Баку в Астрахань с постепенным привлечением к данному маршруту и других прикаспийских государств. Обсуждались и перспективы ремонта азербайджанских рыболовецких транспортных и нефтеналивных судов на астраханских заводах. Но пока в это верится слабо. В отличие от Казахстана и Туркменистана, Азербайджан упорно не хочет пользоваться этими астраханскими мощностями. Возможно, здесь сказывается не только стремление к автаркии (южный сосед стремится построить необходимые мощности на своей территории, в частности при помощи сингапурских партнеров), но и старые обиды. Наш завод «Лотос» изначально возводился для производства верхних строений стационарных буровых установок и должен был работать в кооперации с бакинским заводом глубоководных оснований для них. Но не получилось…

В целом азербайджанское направление – попадание в «десятку», ну или в «девятку». Уже давно понятно, что потенциал сотрудничества с Ираном ограничен. А вот потенциал сотрудничества с Азербайджаном не использован, мне кажется, и на 15 процентов. Его экономика развивается быстрее всех в СНГ. В 2003-2008 годах ВВП Азербайджана вырос в 2,6 раза. Сейчас там взят курс на диверсификацию, и точек соприкосновения с Астраханской областью может быть много и без судостроения и судоремонта. К тому же мировой опыт показывает, что быстроразвивающиеся экономики обычно начинают искать возможности вкладывания капиталов в реальные активы за рубежом. До сих пор большой азербайджанский капитал был засвечен главным образом в российском банковском бизнесе и нефтеперерабатывающем, но есть уже и другие точки его приложения.

Несомненно, интересным событием можно признать очередное участие астраханской делегации в очередном же ежегодном сочинском экономическом форуме. Да, кое-что из того, что туда повезли, уже успело набить оскомину, например, как он на этот раз назывался, «Индустрально-торговый парк «Заболдинский», который и в прошлом году в Сочи показывали, и во Францию возили, но о реальных инвесторах пока не слышно. Но вот, например, проект выращивания сахарной свеклы и строительства в Лиманском или Красноярском районах мощного завода по ее переработке – очень даже впечатляет. Да и успешное развитие картофелеводства в регионе говорит о возможности успеха и свекличного проекта. Фруктовый сад с подземной системой орошения на 3 тыс. тонн ежегодного урожая, завод по выпуску пропаренного риса, кролиководческая ферма на 6 тыс. голов кроликоматок, три проекта производства рыб осетровых пород в искусственных условиях для получения от них товарной черной икры и даже создание в Астрахани производства по сборке современных пассажирских городских, пригородных и междугородных автобусов – все это весьма интересно. Да, форум в Сочи отчасти напоминает ВДНХ СССР, где тоже показывали не только реальные достижения, но и проекты (макеты) будущих свершений. Так давайте достойно представлять на форуме свой регион. И на этот раз, судя по новым проектам, это так и было. Главное, что туда возили немало относительно недорогих проектов, для реализации которых инвесторов найти гораздо проще, да и выглядит большинство из них адекватно. А это – дополнительные имиджевые очки, а значит, и потенциальные инвестиции.

Кстати, вдохновляет, что во второй половине сентября губернатор посетил Астраханскую фабрику тары и упаковки. Фабрика производит много тары и упаковки для соседних регионов и быстро технически перевооружается. А у местных предприятий - вечные проблемы с соответствующей времени упаковкой своей продукции, особенно в пищевой промышленности. От среднероссийского уровня большинство из них явно отстает. И тут, конечно, не только о картонной таре речь. Кроме того, фабрика вывозит значительную часть своей продукции за пределы региона, и этого тоже многим нашим производящим секторам серьезно недостает. А пример может быть поучительным. Хочешь развиваться – не ной, а попытайся вывезти хотя бы часть своей продукции за пределы региона.

Кстати, местная пищевая промышленность, возможно, поставит нам скоро пару больших новостей. Ждем-не дождемся введения в действие новых производственных мощностей молокозавода «Володарский». Кроме того, насколько известно, идет газификация птичников на «Астраханском бройлере».

Рафаэль ИЖБЕРДЕЕВ,

«Волга» №146, 05.10.2011