Что представляет из себя типичный студент астраханского колледжа?
Это человек, который, желая сбежать из надоевших школьных стен, поступает в учебное заведение следующей ступени, ориентируясь не столько на свои возможности, сколько на «авось».
Большинство студентов первых курсов на задаваемый преподавателем вопрос: «почему ты решил поступить именно сюда?», отвечают заготовленными фразами, по примеру, «душа лежит», а вот на аналогичный вопрос от одногруппника или же друга ответ приобретает более четкие формы – вполне престижная профессия, сюда мне легче поступить и нужно же хоть какое-то образование получить. К сожалению, исходя из статистики, основная масса учащихся любого профессионального и средне профессионального учреждения после окончания оного не идут работать по специальности, а если все же и идут, то только потому, что нет другого выбора или же на время, для получения стажа.
С каждым годом становится все меньше молодых людей, что выбрали свой дальнейший путь по велению души, сердца, совести или же мечты. Основным критерием получения образования является диплом, а вовсе не реализация собственных мечтаний. Да, по сравнению с формой образовательной системы прошлого века, учебные заведения на сегодняшний день предлагают абитуриентам массу возможной для раскрытия своих талантов. Но только единицы используют эти многочисленные блага, в то время как основная масса студентов учится чисто на «отвяжись». Это норма поколения, царящего на дворе 21-ого века.
Как упоминалось выше, все же есть те, кто выбрал свое призвание, именно ориентируясь на предпочтения своего внутреннего «Я». Такие люди достойны уважения, ибо им хватило выдержки пройти свой путь от начала до конца, без осадка сожаления на сердце и чувства упущенной возможности. Выбрав однажды профессию, такие люди воспринимают ее иначе, не как пожизненную каторгу для получения средств на кусок хлеба, а как свое призвание, как способ самореализации и становления в своих глазах полноценной личностью.
Такие люди достойны упоминания. Именно такие люди поделились историей своего профессионального пути.
ПРИЗВАНИЕ
Знакомьтесь, Елена Михайловна Козлова, в девичестве Кудакова. Она всегда хотела работать с детьми, и, выбрав данное желание как жизненный ориентир, после окончания 10 класса в далеком 1967 году отправилась с соответствующей документацией в стены Астраханского социально-педагогического колледжа, в то время носившего имя Педагогического училища им. Крупской, с целью поступления на первой курс отделения «Преподавание в начальных классах». Переживания и неизвестность теснились с предвкушением и любопытством, ведь колледж – это не школа, там совсем иная форма обучения, другие люди, новые знакомства и много нового непонятного, сложного, что вызывает панику у школьника. Но, несмотря на все «но», Елена Михайловна поступила на первый курс, тем самым начав свою студенческую жизнь и положив начало своей профессиональной деятельности.
ТРИ ГОДА И ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ,
в течение которых длилось обучение, остались в памяти этой женщины яркими моментами. Ее классным руководителем была Разумова Клавдия Федоровна, а группа состояла из двадцати человек, из которых был всего один мальчишка, так что коллектив, можно сказать, собрался женский. Первая практика, проходившая в школе № 74, отпечаталась в памяти переживаниями и тревогой перед неизвестностью, хотя на тот момент Елене Михайловне было уже около 20 лет, а летние практики в пионерских лагерях, где студенты являлись вожатыми – восторгом и весельем.
Само обучение не вызывало особого затруднения, скорее характеризовалось средней сложностью, а практики, после проверки преподавателем, к которым были прикреплена будущий педагог, конспектов и методичек, проходили вполне гладко и без затруднений, если не считать физической культуры, которая у Елены Михайловны не вызывала особого восторга даже в школьные годы.
Но не только сам процесс обучения являлся основой студенческой жизни этой женщины, но полноценное общение с остальными членами группы. Будь то удачная сдача экзаменов или же какой-либо праздник, все это становилось поводов совместного празднования и соответственно тонн незабываемых воспоминаний и впечатлений, но оставим за кадром как именно проходили «гулянки», главное лишь то, что это светлые страницы жизни этой женщины.
После же получения диплома в 1971 году Елене Михайловне было выдано направление в школу Икрянинского района в селе Зюзино, где она проработала два с половиной года и в связи с беременностью покинула пост преподавателя. Но на этом работа с детьми не была окончена. Когда нужно было решить вопрос об устройстве полуторагодовалого сына в детсад, бывший учитель начальных классов переквалифицировалась в воспитателя яслей под номером 20, где проработала не один год. С тех самых пор Елена Михайловна продолжает работать воспитателем, лишь однажды сменив место работы, устроившись в детский сад комбинированного вида № 69, где работает по сей день. На вопрос жалела ли она когда-нибудь о том, что выбрала специальность педагога или о том, что работает в детском саду, а не в школе, она отвечает просто: «Нет, дети, они в любом возрасте дети».
На сегодняшний день Елене Михайловне 65 лет, она пенсионерка и все же продолжает работать по выбранному когда-то пути. Ее стаж составляет 41 год, практически полвека эта женщина посвятила работе с детьми и, смотря на нее сейчас, не скажешь, что она пенсионер, она ловко управляется с шибутной малышней, умудряясь уделять каждому в равной степени внимание, а ведь подчас всего один малыш требует уйму сил, а здесь их тридцать. Но Елена Михайловна рада своей работе, продолжая воспитывать юных астраханцев.
СЛУЧАЙНАЯ ПРОФЕССИЯ
Еще одна женщина, решившая возложить на себя ответственность по воспитанию самых юных граждан Астраханской области – Соловьева Елена Степановна. Эту женщину также всегда тянуло к детям, на основе чего в 1983 году она поступила в вышеупомянутый колледж на отделение «дошкольное образование». Данная специальность была выбрана спонтанно, без особо выраженных предпосылок, хотя изначально она и хотела поступить «на учителя», в конечном итоге «случайно» выбранная специальность стала трудом всей жизни.
Много что произошло за период обучения в стенах АСПК с Еленой Степановной, были светлые моменты и темные, взлеты и падения. Но, несмотря на все это, она продолжала получать образование, к которому лежит душа, ведь уже после проведения первых практик и окончания периода получения полного среднего образования у этой женщины проснулся всевозрастающий интерес к своей специальности. Первая встреча с малышами на практике, проходившая в детском саду № 87 не вызвала особых переживаний или же страха, нет. Скорее уж любопытство и симпатию к маленьким энергичным крохам, что знают об окружающем их мире столь мало. Но самое невероятное в этот период времени произошло в тот момент, когда Елену Степановну распределили в село Оля Лиманского района, где на ее плечи легла ответственность за целую группу. Этот момент принес целый шквал переживаний, но и чувства собственного достоинства, ведь ей доверили судьбы маленьких человечков.
ПО-ДРУГОМУ БЫТЬ НЕ МОГЛО
День окончания обучения в АСПК в 1987 году ознаменовался для Елены Степановны началом нового, долгого, самостоятельного, взрослого пути, где она вольна сама принимать судьбоносные решения и нести ответ за свои действия. И она приняла его, посвятив себя работе с ребятишками, что по возрастному критерию попадают под определение «ясли». И вот, по прошествии множества лет у Соловьевой Елены Степановны за плечами стаж работы по данному направлению составляет 24 года. А отвечая на вопросы: «нет ли сожаления, что выбрана именно эта специальность? Или же нет желания сменить работу?», эта женщина с улыбкой говорит, что другой работы для нее не существует, как и чувства сожаления. Для нее счастье - наблюдать, как маленькие астраханцы благодаря вложенным усилиям достигают новых успехов, такие моменты делают ее счастливой, а желания изменить что-либо у нее попросту отсутствует. Детские улыбки, призвание и любовь к этим юным крохам складываются именно в тот фактор, который сделала «случайно» выбранную профессию смыслом жизни и самореализации в собственных глазах.
Сегодня Соловьева Елена Петровна работает воспитателем в детском саду комбинированного вида № 69 в дружном коллективе и в окружении вездесущным малышей.
МНОГОЛЕТНЯЯ ПРИВЫЧКА
Гульмира Абдулабековна Фарипова является ещё одним человеком, работающим с детьми в том же детском саду и той же группе. Гульмира Абдулабековна отличается от своих более старших коллег своей учебной «судьбинушкой».
После окончания девятого класса женщина поступила на первый курс АСПК на отделение «дошкольное образование». Стоит заметить, что работа с детьми не является призванием для этой женщины, скорее это многолетняя выработанная привычка, которая в определенной степени приносит радость. Но не стоит углубляться в вопрос моральный. Эта женщина сменила несколько мест работы, но исключительно в сфере дошкольного образования. Она работала и с обычными детишками, и с теми, кто родился с отклонениями. Но так сложились обстоятельства, что с момента окончания АСПК в 2000 году Гульмира Абдулабековна работала преимущественно нянечкой. Да и во время академического отпуска на первом курсе она работала в детском саду нянечкой почти год и воспитателем полгода.
ЧУВСТВО СВОБОДЫ
На вопрос, является ли дошкольное образование ее призванием, она не может ответить с уверенностью. По ее словам, она просто привыкла к работе, чему способствовала любовь к детям и способность быстро находить общий язык как с родителями, так и с совсем юными астраханцами. На сегодняшний день ей 33 года, но о том, что она работает на нелюбимой работе, речи быть не может. Пусть она не может с уверенностью сказать, что значит для нее ее профессия, но ясно лишь одно – ее работа - это то, где она чувствует себя свободно, а это уже не мало.
ПРОВОДНИК В ЖИЗНЬ
Каждая из этих женщин прошла не малый путь, и много детей получили начальные знания не только об окружающем мире, но и о том, как его нужно воспринимать. Именно на долю этих женщин выпала ответственность курировать первое вхождение ребенка в социум, коллектив, группу, ведь детский сад – это уже мини-общество, на базе которого ребенок научится поведению в группе. А так как мы живем в обществе, умение лавировать и контактировать с другими людьми необходимо, а эти знания закладываются еще в глубоком детстве.
ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ
Астраханский социально-педагогический колледж, в сокращении АСПК, выпустил из своих стен превеликое множество педагогов, социальных работников и людей, которые отважились освоить коррекционную педагогику и специальное дошкольное образование, что ориентируется на работу с детьми, имеющими определенные отклонения. Это учебное заведение в нынешнем году отмечает свой юбилей – 100 лет в образовательной сфере социума. Не маленький срок, и за этот срок миллиарды, и даже больше, раз будущие работники с юным поколением открывали двери, дабы зайти в каменные недра старого и нового зданий, с целью получения знаний. А ведь для многих детей выпускники этого учебного заведения стали близкими людьми, ведь именно они направляют нас на первых ступенях жизненного пути, столь сложного и тернистого.
Выбранная однажды профессия может стать призванием, в котором человек сможет найти себя и реализовать свои желания или же помочь кому-то другому найти себя, подтолкнуть к правильному направлению. Только нужно правильно выбрать ориентиры.
Хотя стоит отметить и тот факт, что довольно часто встречается и такое, когда люди занимаются любимым делом, при этом не имея соответствующего образования, хотя в этом случае человеческому индивиду приходится преодолеть очень много преград и ступеней, ведущих к конечной цели. И в первую очередь это дефицит необходимой информации, которую в конечном итоге приходится усваивать самостоятельно и в ускоренном темпе. Но не стоит углубляться в суть человеческого существа, ибо философы, а впоследствии и психологи, не один год ломают голову над сим насущным вопросом бытия. Но это уже совсем другая история.
Наталья Столбченко,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 39 (549), 11.10.2013 г.