В последние годы немало российских газет и журналов влачат жалкое существование. Немало печатных органов прекратили свою работу ввиду банкротства.

Причина довольно банальная: нехватка средств на издательскую деятельность. Среди них оказалась и региональная газета «Астраханские известия», руководство которой не смогло ничего противопоставить волчьим законам рыночной экономики.

Мне довелось около пяти последних лет работать в ней собкором. Я помню, как всё происходило. Скажу сразу, что некоторое время газета жила неплохо за счёт публикации документов и законов областной Думы. Именно «Астраханские известия» имели право на такую издательскую деятельность. За это и получали финансовую помощь. Где-то в 2004-2005 годах над газетой стали сгущаться тучи. Я имею ввиду потуги некоторых представителей местных властей лишить газету права на публикацию законодательных актов, постановлений и решений, которые должны были доходить до населения. В конце концов, это было сделано. Говорили тогда всякое, почему такое совершилось. Одна из версий: газета не очень лояльна была к некоторым чиновникам. Так это или не так, но вся законодательная документация стала публиковаться в специальном сборнике, который в срочном порядке открыли. Финансовые средства, направляемые «Астраханским известиям», пошли на издание нового сборника, а газете предложили изыскивать деньги на содержание редакции за счёт рекламной деятельности. Но как ни старалось руководство газеты, ничего не получилось. Доходы стали резко падать. В конце 2006 года пришлось пойти на частичное сокращение коллектива и редакционных затрат. Но и это не принесло заметных улучшений, хотя несколько облегчило финансовое положение издания. Но ненадолго. Продержавшись полгода, газета в середине 2007 года закрылась с надеждой, что через некоторое время возобновит свою деятельность. Этого не случилось.

Надо сказать, что не только недостаточное финансирование из госисточников сыграло основную роль в закрытии газеты «Астраханские известия». Ежегодно увеличивающаяся цена на подписку также сыграла злую роль. Число подписчиков стало сокращаться. Доходы тоже. Коллектив стал влезать в долги перед издательством и некоторыми другими предприятиями, так или иначе влияющих на жизнедеятельность печатного издания. Финал, как известно, оказался довольно печальным.

Не успел начаться новый 2013 год, как уже началась подписная кампания на печатные издания второго полугодия. В связи с удорожанием оплаты услуг на коммуналку, электроэнергию, бумагу и много чего ещё, газеты и журналы, естественно, будут выходить из положения увеличением тарифов на подписку. Иначе не выжить. А не выжить, значит, закрыться. И многие уже оказались на грани закрытия.

На издательскую деятельность печатных органов нужны огромные денежные средства. Но не только хорошая подписная кампания поможет. От неё издания получают лишь малую часть средств. Нужны богатые спонсоры. На них сейчас уповают многие издания. А спонсоров нелегко найти. Ведь не секрет, что богатенькие скорее приобретут кусок земли где-то на лазурном берегу, чем помогут бедному печатному изданию. Примеров таких – хоть пруд пруди. И вот тому подтверждение. Совсем недавно в одном из последних номеров с письмом о помощи к читателям обратился главный редактор газеты «Новый вторник» Леонид Арих. Кстати, это уже второе его обращение. Первый раз он обратился в надежде на помощь 12 июня 2012 года. Тогда газета ещё именовалась «Деловым вторником». Тяжёлая ситуация, обрушившаяся тогда на газету, заставила главного редактора взывать о поддержке. Что же заставило руководителя печатного органа это сделать? Всё просто. Инвесторы тогда свернули проект, обеспечивающий газете хоть какое-то существование. Спонсоры, обещавшие помочь газете на словах, на деле от неё отвернулись. Были и другие обстоятельства, позволившие обрушить деятельность печатного органа. На обращение главного редактора откликнулись люди, желающие газете процветания. В редакцию стали поступать счета. Довольно скромные, но они позволили продолжить издательскую деятельность. У «Делового вторника» нет хозяина. Ему никто не указывает, что и как писать. Независимая газета – дорогая газета. Денежные средства, которые пришли после первого обращения, вскоре иссякли. Нет теперь у газеты и спонсоров, готовых поддержать. И пришлось главному редактору обратиться к читателям с новым открытым письмом в надежде, что и на этот раз его поддержат. Во всяком случае, главный редактор и весь коллектив газеты надеется на это….

Не только у «Делового вторника» такая трудная жизнь. Многие редакторы скажут вам об этом. И Астраханская область не является исключением. У нас тоже есть средства массово1й информации, которые просто на ладан дышат.

Министерство связи и массовых коммуникаций завершает разработку законопроекта «О почтовой связи». Предлагается, что он будет рассмотрен уже в весеннюю сессию. Однако обсуждение отдельных его положений было начато ещё в сентябре 2012 года в ходе подписной кампании.

Всем хорошо известно, что «Почта России» - это своего рода монополист на рынке почтовых услуг. Кроме иных услуг, здесь сосредоточена адресная редакционная подписка, которая собирается силами издательств, а её доставка до потребителя осуществляется либо почтовыми бандеролями, либо по собственным каналам распространения силами редакций. Все эти функции, согласно новому законопроекту «О почтовой связи» могут взять на себя почтовые агенты связи. Исходя из действующих тарифов на универсальные почтовые услуги, только пересылка одной газеты по тарифу простого письма обойдётся редакции любой ежедневной газеты в 676 рублей в год. И это без расходов на экспедирование и целого ряда прочих операций. Будут ли по карману такие расходы большинству российских подписчиков? Таким вопросом задалась Ассоциация распространителей печати – добровольное некоммерческое не правительственное объединение, зарегистрированное 3 сентября 1996 года. Ассоциация объединяет в своих рядах распространителей прессы, издателей и других юридических лиц, деятельность которых связана с изданием и распространением печатной продукции.

сколько же на самом деле стоит подписка? Начиная с 2008 года благодаря совместным усилиям издательского сообщества «Почта России» ежегодно получает субсидии на доставку периодических подписных изданий по подписке. На эти цели государство направляет огромные средства. В 2008 году, например, было направлено 1,6 миллиарда рублей. В 2009 – 2,9 миллиарда, в 2010 – 3 миллиарда, в 2011 – 3,044 миллиарда, в 2012 – 3,2 миллиарда рублей. Такая поддержка государства «Почте России» позволяет держать подписные цены практически на одном уровне. Зато цены магистральной перевозки печатной продукции по карточной системе подписки, которые не дотируются государством, за период с 2007 по 2011 год выросли на 73 процента за доставку наземным транспортом, и на 26 процентов – за авиа доставку. Тарифы на доставку по адресной системе подписки за последние годы увеличились на 12 процентов.

Такие вот невесёлые размышления получаются накануне подписки на периодические издания на второе полугодие 2013 года.

Борис Касаткин,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 12 (522), 29.03.2013 г.