Продолжаем изучать закон «О стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 год», принятый в последних числах минувшего года облдумой. Ранее мы перечислили названные в документе 23 угрозы развитию нашему региону, и все его слабые стороны. На этот раз предлагаем читателям любопытные выдержки из описанного в законе базового сценария социально-экономического развития области.
Авторы закона берут с места в карьер и сразу признают: «Принципиального изменения модели социально-экономического развития Астраханской области не произойдет, как и существенных структурных сдвигов».
Развитие нашей малой родины будет заключаться в продолжении выкачивания природных богатств из астраханских недр, но инвестиционное развитие этой отрасли рано или поздно прекратится:
«В условиях стабильных макроэкономических тенденций ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленно. В среднесрочной перспективе структура экономики Астраханской области не претерпит значительных изменений – основу рыночной специализации продолжат составлять отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой. Позиции в структуре валовой добавленной стоимости преимущественно будут сохранять отрасли, связанные с добычей нефти и природного газа. В долгосрочной перспективе формирующаяся тенденция снижения инвестиций добывающих компаний в геологоразведочные работы станет неблагоприятным фактором для дальнейшего инвестиционного развития данных отраслей».
Вот ещё одно честное признание, отражённое, напомним, в региональном законе: «В связи с истощением запасов водных биоресурсов промышленный вылов будет переориентирован на развитие рыбоводства». Вопрос, наступит ли это к 2035 году – напомним, именно такой горизонт охватывается документом – или уже в этом десятилетии?..
Завершается сценарий так: «В базовом варианте к концу периода реализации Стратегии прогнозируется небольшое увеличение среднегодовой численности населения за счет снижения смертности населения. Стабильное развитие экономики способствует постепенному повышению номинальной начисленной заработной платы выше темпов инфляции, а также плавному росту реальных располагаемых денежных доходов населения. Показатели зарегистрированной безработицы остаются на невысоком уровне, за исключением периода действия и преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».«Однако целевое видение будущего не будет достигнуто, так как в области не произойдет структурной перестройки экономики, не сформируются высокотехнологичные сегменты в традиционных отраслях, а значит, не будут достигнуты целевые ориентиры роста заработных плат, несмотря на то, что темпы роста ВРП могут даже превосходить среднероссийский уровень», – количество трезвых оценок в законе буквально зашкаливает. «В заданных базовым сценарием условиях Астраханская область будет максимально использовать имеющиеся преимущества и реализовывать уже сформированный пакет проектов. Однако отсутствие новых направлений развития, внедрения высокотехнологичных производств ограничит возможности создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения».
В законе есть также второй сценарий «раскрытие потенциала развития Астраханской области».«Целевой сценарий базируется на ускоренной реализации инвестиционных проектов и планов, позитивной макроэкономической ситуации, интенсивном осуществлении инвестиционного процесса в Астраханской области.
За счет активной реализации как новых, так и ранее начатых инвестиционных проектов целевой сценарий характеризуется ускоренными темпами экономического роста.
В рамках целевого сценария предусмотрены следующие направления деятельности:
- развитие добычи газа на Левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения до 48 млрд м³ к 2038 году;
- технологическая модернизация и расширение производственных мощностей промышленных предприятий, повышение их технологического уровня. Внедрение современных технологий и техники потребует соответствующего развития, в частности, промышленного сервиса.