При выборе учебного заведения стоимость обучения играет значительную роль. Давайте разберемся, что творится на современном рынке в Астрахани. После введения новых программ обучения разрешение на работу получили лишь несколько автошкол. Именно они и формируют ценовую политику в городе сегодня. Цены разнятся от примерно 20 до 26 тысяч рублей. Приплюсуйте сюда плату за получение медицинской комиссии, пошлину за получение водительского удостоверения и получится сумма в районе 30 тысяч рублей.
Даже при увеличении количества автошкол, прошедших проверку в ГИБДД, цены вряд ли будут снижаться. Ведь большинство вложили достаточно большие средства в переоборудование своих школ, и теперь эти деньги будут возвращаться из кармана учеников. Сложность состоит еще в том, что данный рынок трудно поддается саморегулированию. В личных беседах с другими директорами автошкол мы не раз приходили к выводу о необходимости учреждения некоммерческой организации в сфере обучения вождению, что-то типа лиги автошкол, но кроме как у троих-четверых отклик это не находило. Также не получила развития идея об установлении минимальных и максимальных цен на обучение.
Так что в совокупности цена обучения и сопутствующие расходы будут находиться на означенном уровне с незначительной тенденцией к увеличению.
Теперь, о некоторых «секретных» приемах по отъему денег учеников. Зачастую практикуется обозначение цены за обучение теории намного ниже рыночного уровня. Но в договоре самым мелким шрифтом указано, что в школе сдается только один внутренний экзамен по теории, если вы его не сдали, то за пересдачу придется доплатить столько же, сколько вы отдали за обучение. Бывает, что и в договоре это не указывается, а прописано в каком-нибудь внутреннем положении.
Или тоже достаточно распространенный прием по оплате пересдачи. Каждую пересдачу по теории и практике ученик оплачивает из своего кармана. В итоге набегает кругленькая сумма. А, учитывая, что в некоторых автошколах компьютеры далеки от идеала, а кое-где сдают еще по билетам, то пересдач теории в большинстве случаев будет явно больше, чем одна. Ну а «завалить» ученика на экзамене по практическому вождению вообще ничего не стоит. Вот и получается, увидел человек вывеску, не посмотрел что к чему, договор не прочитал со всеми мелкими сносками, и отдал в два или три раза больше, чем планировал. Лично я категорически против данных приемов и никогда не беру денег за пересдачу. Все-таки бизнес создан для удовлетворения потребностей потребителя путем предоставления качественных услуг, а не для бездумного извлечения прибыли всеми возможными способами.
Данила Ивашкович, директор автошколы АГТУ, 3 корпус, тел.: 54-05-22
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 49 (609), 19.12.2014 г.