Когда летом 2009 года после долгого ожидания и мучительной нервотрепки я, наконец-то, взял в руки коробку с техническим средством реабилитации (ТСР) для инвалида по зрению, «магнитолой тифлотехнической ТИФЛО-001», предназначенной для чтения «говорящих книг», я, признаюсь, вздохнул с облегчением.
Однако, открыв коробку и вынув из нее скользкую, как мокрая рыба, кассетную магнитолу, я пришел в недоумение. На ней не было ни одной тактильной кнопки. Все кнопки управления, расположенные тесно друг к другу, были одинаково гладкие, без звуковых сигнализаторов.
Инструкция рельефно-точечным шрифтом (по Брайлю) отсутствовала. В коробку была вложена лишь плохого качества ксерокопия плоскопечатного «Руководства по эксплуатации», недоступная для чтения незрячему пользователю, которую я не смог прочитать самостоятельно. Аудиодиска не было. Полученная магнитола очень напомнила мне «фуфломагнитолу» с китайского рынка.
«Фуфломагнитола» в первый же день начала рассыпаться в руках и, проработав три дня, умолкла. Поскольку «Гарантийный талон» магнитолы был не заполнен и не заверен печатью, я в соответствии с условиями гарантии не имел права на её ремонт.
Чтобы не расстраиваться, я вынужден был убрать непригодное к использованию техническое средство реабилитации в дальний угол, «с глаз долой».
Для того, чтобы получить «нормальное» устройство для чтения «говорящих книг», я, пройдя освидетельствование медико-социальной экспертизы и получив новую индивидуальную программу реабилитации инвалида, вновь обратился в астраханское региональное отделение фонда социального страхования (АРО ФСС).
На своё заявление я получил ответ, в котором мне было предложено обратиться за новой магнитолой «после 14.03.2016 г.», так как, оказывается, у «фуфломагнитолы» есть срок пользования – «не менее 7 лет».
Как законопослушный гражданин, привыкший доверять должностным лицам, я приготовился ждать, и, возможно, так и ждал бы до указанного срока, если бы в мае этого года мне не позвонили мои незрячие друзья из другого региона и не предложили ознакомиться с ГОСТом Р 51265-99 «Приборы, аппараты и оборудование. Бытовые реабилитационные», а также с ГОСТом Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация».
Ознакомившись с указанными ГОСТами, я понял, что меня обманули самым бессовестным образом, выдав мне вместо технического средства реабилитации, непонятно что. По моей просьбе мои зрячие родственники тщательно обследовали магнитолу и под наклейками «ТИФЛО» обнаружили другое название этого изделия - «HYUNDAI».
Я был так возмущен обманом, что решил обратиться в прокуратуру с просьбой провести проверку по факту выдачи мне технического средства реабилитации не соответствующего ГОСТам. Попутно я сделал ряд обращений на завод, реквизиты которого были указаны в «Руководстве по эксплуатации» магнитолы «ТИФЛО»-«HYUNDAI», а также в центр испытаний и сертификаций «Циклон-Тест», выдавший «Сертификат соответствия» на это странное изделие.
За то время, пока я занимался проведением досудебных обращений, АРО ФСС прислало мне ещё один отказ в обеспечении меня специальным устройством для чтения «говорящих книг», а также сделало мне предложение сдать в ремонт магнитолу непонятного производства, то ли «ТИФЛО», то ли «HYUNDAI»...
Поскольку в ходе проверки выявились весьма любопытные факты, я понял, что пора обращаться в суд! Прекрасно осознавая все трудности предстоящих судебных разбирательств, я обратился к прокурору Кировского района Астрахани с заявлением, в котором просил его обратиться в Кировский районный суд с исковым заявлением в моих интересах. Иск был заявлен.
После этого мне и моему представителю звонил представитель АРО ФСС господин Павлов Р.В. и с настойчивой любезностью предлагал нам сдать им в ремонт «фуфломагнитолу».
От его предложения мы отказались, пояснив ему, что данной «фуфломагнитоле», не соответствующей требованиям ГОСТов, место не в ремонте, а в правоохранительных органах, которая должна отследить все этапы волшебного перевоплощения китайского «фуфла» в техническое средство реабилитации инвалидов по зрению.
«Сколько может стоить эта магнитола с многообещающим названием «ТИФЛО», выданная мне в качестве технического средства реабилитации (ТСР)?» - думал я, держа в руках кассетную магнитолу. Чтобы получить ответ на свой вопрос, я обратился с этим изделием к предпринимателям, занимающимся поставками аудиотехники. «Цена будет зависеть от партии товара, если возьмёшь 100 штук, по 100 рублей привезём на заказ с доставкой на дом» - с радостью откликнулись «оптовики».
Я не стал признаваться им в том, что мой интерес к этим техническим изделиям, воспроизводящим лишь кассеты из прошлого века, продиктован вовсе не желанием приобрести оптовую партию магнитол сомнительного качества.
Я не стал рассказывать им о том, как государственные мужья, крепкие и зрячие, «кинули» слепых инвалидов, нуждающихся по жизненным показаниям в специальных устройствах для чтения «говорящих книг».
Я не стал объяснять им, как важно человеку, не имеющему зрения, чувствовать заботу и поддержку государства в обеспечении техническими средствами реабилитации, какое значение имеют для него «говорящие книги».
Я хотел лишь узнать рыночную цену магнитол, закупленных и поставленных в рамках «государственного контракта», заключенного между «Заказчиком» в лице астраханского регионального отделения фонда социального страхования и «поставщиком» в лице ООО «АстраМед» для инвалидов по зрению, обозначенных в «государственном контракте» как «получатели».
В «техническом задании», приложенном к «государственному контракту» на поставку инвалидам по зрению воспроизводящих четырехдорожечных магнитол с функцией записи, указаны технические требования к изделию, являющемуся предметом договора. Ознакомившись через своего представителя с техническими требованиями, изложенными в «техническом задании», я понял, что мне была выдана совершенно другая магнитола, которая не может являться техническим средством реабилитации, так как не соответствует требованиям ГОСТов, распространяющимся на реабилитационные бытовые приборы инвалидов по зрению, а также ГОСТам, указанным в «техническом задании».
Внимательно изучив через своего представителя «сертификат соответствия», приложенный к «руководству по эксплуатации», я был возмущен наглостью «поставщика», так как из приложенного «сертификата» узнал о том, что выданная мне кассетная магнитола, оказывается, воспроизводит записи с CD и MP3 дисков, а также с флешки. Тщательно ощупав «фуфломагнитолу», я не нашел на ней ни отсеков для дисков, ни гнезда для флешки. На ней был лишь один отсек для кассеты из прошлого века!
Из отчёта о выдаче «четырехдорожечных магнитол с функцией записи» я узнал их цену и был буквально шокирован тем, что за каждую «фуфломагнитолу», красная цена которой – 100 рублей, астраханское региональное отделение фонда социального страхования перечислило ООО «АстраМед» из федерального бюджета 3850 рублей!!! Чем можно объяснить такую невиданную щедрость? Это ещё один вопрос к следственным органам!
Ознакомившись через своего представителя с актом приема-передачи ТСР, я был ещё больше возмущён, узнав о том, что мою подпись в акте подделали. Я не знаю, кто расписался за меня, знаю точно то, что я никому этого не поручал. Факт подделки моей подписи мне очень неприятен еще и потому, что, как следует из письма заместителя управляющего астраханским региональным фондом социального страхования Пахомова В.П., «наличие подписи получателя в акте приема-передачи свидетельствует о получении товара, соответствующего его требованиям». Говоря простым языком, если в их акте имеется моя подпись, то это может означать лишь то, что меня, как получателя, «фуфломагнитола» вполне устраивает и я доволен её качеством. Очень удобное оправдание для махинаторов, но никак не для должностных лиц государственного учреждения! Заместитель управляющего АРО ФСС даже не допускает мысли о том, что инвалид по зрению может быть чем-то недоволен!
В исковом заявлении от 29.08.2012 г. прокурор Кировского района Астрахани просил суд признать отказ ГУ АРО ФСС РФ по замене Лоскутову Анатолию Петровичу, 1983 г.р., тифломагнитолы модели «ТИФЛО-001» на техническое средство реабилитации (ТСР), соответствующее ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 51632-2000, ГОСТ Р 15.111-97, а также требованиям государственных стандартов на однородные группы ТСР, санитарно-эпидемиологическим требованиям, действующих санитарных правил, незаконным, а также обязать ГУ АРО ФСС РФ заменить ему магнитолу «ТИФЛО-001» на ТСР, соответствующее вышеуказанным ГОСТам, стандартам и требованиям.
В первую же встречу в суде представители ответчика предложили моему представителю провести обмен технических средств реабилитации. Однако то, что они принесли в суд и представили как новинку, которую они планируют закупать в будущем 2013 году, тоже оказалось изделием, которое не отвечает требованиям вышеуказанных ГОСТов, на нём не оказалось ни одной тактильной кнопки. Цена же этого изделия, не отвечающего требованиям инвалидов по зрению, в рамках государственного контракта уже составляла 11 589 рублей 30 копеек!
Вполне естественно, что полностью доверяя своему представителю в суде я отказался менять «шило на мыло».
Убедившись в том, что ГУ АРО ФСС РФ не сможет обеспечить меня ТСР, соответствующим требованиям инвалида I-ой группы по зрению, я вынужден был приобрести в магазине за собственные средства специальное устройство для чтения «говорящих книг» портативный тифлофлэшплеер «Milestone 312».
В связи с этим прокурор Кировского района изменил свои исковые требования о замене ТСР на взыскание с ГУ АРО ФСС РФ компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР (предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида) в размере последнего по времени размещения заказа на поставку ТСР и (или) оказания услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-технической сети Интернет по электронному адресу: zakupki.gov.ru, т.е. в размере 11589 рублей 30 копеек согласно Государственному контракту № 561 от 05.07.2012 г.
Знакомство с «государственными контрактами» заставило меня задуматься о масштабах хищений денежных средств, выделенных из федерального бюджета для реализации федеральной комплексной программы «Социальная защита инвалидов».
Сколько денег было «выброшено на ветер» за годы «плодотворного сотрудничества» АРО ФСС и ООО «АстраМед», если только в рамках одного государственного контракта № 637 от 10.11.2008 г. было закуплено 50 «фуфломагнитол», одна из которых досталась мне? Сколько всего «государственных контрактов» на поставку подобных изделий было заключено астраханским региональным отделением ФСС с ООО «АстраМед» и другими подобными ему обществами? Сколько ещё бюджетных денег будет «выброшено», если не остановить предприимчивых государственных служащих? Вопросов много!
Ясно одно - бюджетные деньги списаны на закупку по баснословным ценам товара, не стоящего «ломаного гроша», не соответствующего требованиям инвалидов по зрению, а сами инвалиды в очередной раз остались «за бортом» государственных программ!
Решением Кировского районного суда иск был удовлетворен, было принято решение о взыскании с ГУ АРО ФСС РФ в мою пользу 11 589 рублей 30 копеек в качестве компенсации за самостоятельно приобретенное мной специальное устройство для чтения «говорящих книг».
Казалось бы, я должен радоваться решению суда, но радости в душе нет. Есть лишь обида и горькое чувство разочарования.
Обида на государственных руководителей и служащих, олицетворяющих собой государство, но на самом деле подрывающих своими действиями доверие простых людей ко всем государственным законам и программам, направленным на социальную защиту инвалидов.
Разочарование от того, что ни ответчик, ни суд так и не смогли почувствовать трагедию одного незрячего человека, в то время как количество инвалидов по зрению, пострадавших от действий должностных лиц ГУ АРО ФСС РФ, закупавших по многократно завышенной цене изделия, не соответствующие требованиям незрячих пользователей, в тысячу раз больше...
Однако у этой грустной истории есть и положительный момент: создан прецедент! Теперь каждый инвалид по зрению может досрочно, не дожидаясь окончания срока эксплуатации выданной ему «фуфломагнитолы», обратиться в ФСС с заявлением о компенсации и, купив самостоятельно удобное ему в пользовании техническое средство реабилитации, потребовать от ГУ АРО ФСС РФ компенсацию своих расходов. Если же чиновники попытаются противодействовать, не надо их бояться, смело идите в прокуратуру по месту жительства, либо обращайтесь к прокурорам Кировского района (по месту нахождения ответчика – ГУ АРО ФСС). В порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокуратура непременно должна встать на защиту законных интересов инвалидов!
Помните: «Кто стучит, тому открывают!».
Анатолий Лоскутов,
"Факт и компромат" № 42, 23.11.2012 г.