Продукты к концу года могут здорово подорожать.

Ритейлеры прогнозируют, что за год цены на все продукты вырастут на 25-45%, а аналитики полагают, что некоторые ритейлеры могут покинуть регионы.

ПО ПЯТЬ РУБЛЕЙ, НО ВЧЕРА...

В прошлую пятницу в Москве представители торговых сетей провели брифинг "Потребительские цены на продовольственном рынке-2009", на котором сделали свои прогнозы роста цен на продовольствие. "Сетевые коллеги" сошлись во мнении, что за год стоимость всех продуктов может вырасти до 45%. По словам ритейлеров, их основные проблемы - неприемлемо высокие кредитные ставки (критичная точка для них - 18%) и ослабление рубля. Это выливается в рост цен на импорт (по разным оценкам, его доля в сетях 25-30%). Еще до недавнего времени сетевые магазины надеялись на прямые инвестиции. Заинтересованность в акциях ряда розничных торговых компаний (некоторые из них представлены и в Астрахани) выказывали известные фонды прямых инвестиций (ФПИ). Однако в период кризиса у ФПИ появились управленческие и финансовые трудности в портфельных компаниях. В итоге бума покупок в ритейле не произошло. Впрочем, аналитики прогнозируют повальную распродажу сетей во второй половине года, когда у компаний иссякнет запас прочности и им придется продаваться по дешевке.

ПОЯСОК ПОТУЖЕ

На первой совместной выездной конференции органов исполнительной власти и муниципальных образований области, которая состоялась в Енотаевском районе, управляющий астраханским отделением Сбербанка России Александр Порох заявил, что ритейлеры вынуждены значительно сократить объемы бизнеса в регионах, вплоть до полного ухода (ряд продуктовых оптовиков) или отказа от экспансии в регионы.

Громом среди ясного неба слова А. Пороха не прозвучали. По словам экспертов, потребительский спрос в астраханских сетевых гигантах упал в среднем в два раза, а вместе с ним снизились и обороты. Как пояснил "АВ" один из астраханских сетевиков, самые нелегкие времена ожидают "дорогие супермаркеты". Люди все чаще стали экономить на продукции класса "премиум". Впрочем, в сети магазинов "Городок" (позиционируется как дорогой ритейлер) придерживаются другого мнения. По их словам, в условиях кризиса они смогут выдержать ассортиментную линейку и гарантировать качество, несмотря на то, что "средний чек" (средняя сумма приобретения товаров одним покупателем) уменьшится.

АСТРАХАНСКОЕ МЕНЮ

По мнению экспертов, в Астрахани рост цен на все виды продуктов за год вполне может достигнуть прогнозируемые 25-45%. Но есть и другое мнение: продукты подорожают, но не столь ощутимо.

Представители астраханских сетевых магазинов полагают, что рост стоимости продуктов произойдет во многом "благодаря" производителям, которые регулярно поднимают цены на свою продукцию. В частности, на мясную продукцию и крупы. Однако производители убеждены, что дело не в них или не только в них. Директор мясокомбината "Добродел" Сергей Симко сказал "АВ":

- Мы вынуждены повышать цену на свою продукцию, так как подавляющее большинство отечественных производителей используют в своем производстве импортное сырье, которое дорожает из-за роста доллара. Кроме того, на мой взгляд, ощутимые накрутки на товар делает сама сеть. Производитель же при работе с ритейлером находится в заведомо невыгодном положении. Например, в соответствии с договором производитель вынужден брать на себя часть расходов, которые сеть несет при строительстве новых магазинов. Это лишь малый перечень условий, которые мы должны выполнять. А выбора нет! У всех крупных сетевых структур единообразная методология работы с поставщиками. Совокупно это формирует монопольный эффект.

Ритейлеры и производители ищут виноватых, а нас, по всей видимости, действительно ждут нелегкие "продуктово-ценовые" времена. Впрочем, в последние годы цены на продукты и так росли опережающими темпами: в 2007 году - на 17,2%, в 2008 -на 16,0%.

Анна Кошкарова, "Астраханские ведомости" №5 от 13.02.09.