«Цеппелины» и другие НЛО в небе дореволюционной Астрахани

О том, когда началась эта история известно абсолютно точно – суббота 26 сентября 1915 года в два часа пополудни. В этот день и в это время автомобиль Управления калмыцким народом двигался по Калмыцкой степи в сторону Астрахани. Обычная служебная поездка по монотонно будничной степи не предвещала ничего необычного, однако примерно в 60 верстах от города водитель и пассажиры заметили и в течение некоторого времени наблюдали в небе… дирижабль.

По прибытию очевидцы доложили о необычном случае непосредственному начальству. А далее дело пошло по инстанциям и на другой день, то есть достаточно быстро, о происшедшем известили губернатора.

Из показаний свидетелей господа чиновники тотчас определи, что очевидцы абсолютно незнакомы с воздухоплавательной техникой и, судя по их описанию, наблюдаемый в небе аппарат являлся цеппелином.

На этом более чем странная история не завершилась. На следующий день, а точнее в ночь на 27 сентября «цеппелин» вновь обнаружился, теперь уже в 46 верстах от Астрахани над станцией Бешкуль, через которую проходила дорога в ставку Харахусовского улуса (ныне пос. Яшкуль, Республика Калмыкия). На этот раз, воздушное судно подчеркнуто пренебрегая маскировкой, медленно пролетая над поселком, ярко осветило дома прожектором.

Ошеломительное известие, разумеется, тотчас попало в местную прессу. Редакция «Астраханского вестника» в экстренном выпуске от 28 сентября коротко изложила факты и сдержанно рассудила: «Был ли это в самом деле цеппелин, или за него приняла фантазия видевших что-либо другое – покажет расследование».

После того как новость о появлении «цеппелинов» в астраханском небе получила широкую огласку объявились очевидцы ранее не афишировавшие свои наблюдения. Одним из них был зайсанг Ц.Б. Бадмаев.

Только 2 октября он под запись рассказал в Управлении калмыцким народом о происшествии, случившемся во время поездки в Астрахань. Автомобиль, в котором помимо него и водителя находились две пассажирки, уже миновал станцию Бешкуль, то есть они находились примерно в 40 км от города, когда два «цеппелина» медленно приблизились к ним, затем разделились и, быстро набрав скорость, скрылись из вида, один на юг, другой на юго-запад. Произошло это событие 26 сентября.

А между тем расследование, результаты которого с нетерпением ожидала астраханская читающая публика, уже началось. В воскресенье 27 сентября на поиски неизвестного летательного аппарата в сопровождении двух стражников отбыл попечитель Калмыцкого базара Б.Л. Саввич. А утром другого дня, когда горожане только узнали из газеты о невесть откуда взявшемся цеппелине, в Калмыцкую степь отправилась вторая группа – наскоро сформированная комиссия. Возглавил ее заведывающий калмыцким народом Б.Э. Кршитафович, при котором состояли жандармский ротмистр К.И. Звайгзне, попечитель Харахусовского улуса А.Г. Мещеряков и несколько полицейских стражников. Для ареста и препровождения под замок неведомых аэронавтов чиновники прихватили десять солдат при офицере из 156-го пехотного полка.

Пока небольшая экспедиция на пяти автомобилях разъезжала по степи «Астраханский вестник» 29 сентября дополнил сообщение о событиях 26 сентября: «Цеппелин был на расстоянии не более версты от очевидцев, пораженных невиданным зрелищем. Цеппелин (или дирижабль какой-либо другой системы) стоял в воздухе неподвижно, словно на якоре... Растерявшись от невиданного зрелища, они не смогли поступить, как следовало бы в данном случае – не попытались разузнать, что за дирижабль, откуда он и. т. д. Даже хорошенько не рассмотрели все детали, заметили только, что на дирижабле было шесть пассажиров... дело было днем, все было ясно видно, и они могли, находясь вблизи, увидеть все основательно».

В выпуске следующего дня «Вестник» поместил рассказ еще одного свидетеля, которым на этот раз стал, прибывший в город письмоводитель Харахус0вского улуса П.В. Дуров. Его встреча с необычным явлением произошла часов в пять вечера 27 сентября. Находясь в нескольких верстах от станции Хулхана, он обратил внимание на какие-то две тучки продолговатой формы, плывущие вопреки законам природы в противоположном направлении всех остальных туч. Прошло несколько минут и эти две тучи скрылись за бугром.

Утром 28 сентября на пути в Астрахань Дуров встретился с Б.Л. Саввичем и изъявил желание принять участие в розысках «цеппелинов». Добравшись до озера Бешкуль, Саввич с полицейскими, в виду сильно пересеченности местности, разбрелись на поиски в разные стороны. А вскоре появился предмет, в поисках которого они колесили по степи. Свидетелями странного явления стали, оставшиеся у озера Дуров и шофер автомобиля. «Вдруг на противоположном берегу отчетливо, при ясном небе, из-за бугра выплыл как бы тучка – дирижабль. Форма сигары, шел плавно, один конец был несколько приподнят кверху. Вскоре «цеппелин» выровнялся, и плавно стал реять в воздухе, то опускаясь, то поднимаясь ввысь... Видна была и гондола, но различить, что за люди находились в ней, невозможно. Пореяв в воздухе, дирижабль как-то сразу стал быстро опускаться одним концом вниз и скрылся за бугром».

Вытянутое в широтном направлении озеро Бешкуль и ныне спустя столетие имеет протяженность около десяти километров, соединено протоками с другими водоемами, так что тогда попытка объехать его вокруг и осмотреть место приземления дирижабля не имела успеха.

29 сентября Саввич прибыл в Астрахань, а 1 октября возвратилась комиссия Кршитафовича. Никто из них не мог похвастаться личным наблюдением «цеппелинов», тем более какими-то осязаемыми свидетельствами их присутствия в Калмыцкой степи. Правда экспедиция Кршитафовича обнаружила на песке следы от мотоциклетки. Сразу же возник вопрос: кто, и с какой целью разъезжал далеко в степи, примерно в 200 верстах от станции Бешкуль? Вполне разумное, всех устроившее объяснение дал Дуров, допустивший, что следы принадлежат мотоциклетке инспектора мелкого кредита Руденко из Царицына, который действительно незадолго перед этим разъезжал по степи на этом еще малораспространенном транспортном средстве.

Отсутствием доказательств не преминул воспользоваться «Астраханский листок». В заметке, появившейся 30 сентября, показания очевидцев, как и «летающий предмет похожий на колбасу» сначала подверглись осторожной критики. Однако в заметке от 3 октября, то есть вышедшей после прибытия в город заведывающего калмыцким народом Б.Э. Кршитафовича, газета уже ничуть не церемонилась с выводами: «Слух о пролетавших будто бы над Калмыцкой степью, оказался, конечно, ложным. Ездившая в степь вооруженная разведка, разумеется, никаких следов «цеппелинов» не нашла, хотя разговоров о «летающих по воздуху немцах» наслышалась достаточно». Попало и конкуренту в периодике «Астраханскому вестнику»: «…то, что создает невежество и степная, не знающая никаких границ фантазия, стыдно было подхватывать и передавать под аршинным заголовком в одной местной газете, чуть не передовой статьею, с явной тенденцией этим «калмыцким цеппелином» вытянуть пятак из обывательскаго кошелька».

Не обращая внимания на критику, «Вестник» продолжал печатать наблюдения астраханцев. Сообщением, насыщенным множеством любопытных и необыденных деталей, явился рассказ астраханца тридцатидвухлетнего строительного подрядчика В.А. Соколова. Воздушное судно, похожее на цеппелин он в течение 10-15 минут наблюдал еще в сентябре на пути в Икицохуровский улус. После того как его «калмыцкие фантазии» подверглись на страницах «Листка» насмешкам и нелицеприятным высказываниям, он еще раз посетил «Астраханский вестник». В номере от 7 октября редакция поведала о негодовании очевидца и вновь во всех подробностях изложила его историю:

«Поехал Соколов в степь на лошади к зайсангу Ц. Бадмаеву в Икицохуровский улус, где он имел подряд на постройку и где работы заканчивались; надо было взять оттуда своих рабочих. Поехал он из Астрахани через Калмыцкий базар в м. Харцеглю, в 135 верстах от Астрахани.

Переночевав в Харцегулях, он в 3 ½ часа утра выехал далее. Но, не отъехав и нескольких десятков сажен, он обратил внимание на носившийся в воздухе, прямо против него, яркий огонек, невольно бросившийся ему в глаза. Приглядевшись, он увидел, что по воздуху несется с огоньком что-то массивное, как бы чудовище. Еще несколько минут он всматривался в приближающееся по воздуху нечто и на высоте верст двух или трех ясно различил очертание воздушного корабля с «люлькой» под ним, в которой было шесть фигур.

Пораженный, ошеломленный этим, он продолжал еще смотреть, как вдруг резкий свет, как молнией, блеснул сверху вниз, сильными лучами осветил землю, «резнул», по словам Соколова, его по глазам. Испуганный Соколов бросился назад ко двору, из которого выехал, крикнул, чтобы тушили свет, и наскоро объяснил, в чем дело. Погасив огни, он и шестеро татар со двора вышли в степь и увидели, что воздушный корабль стоит в воздухе боком, очевидно, поворачиваясь, так как Соколов отчетливо видел, как двигалась задняя часть дирижабля, «махалка работала», по выражению Соколова, «как хвост у белуги». Еще несколько минут, и воздушный корабль, удаляясь в ту сторону, откуда летел сюда, то есть повернув обратно, отлетал все далее и далее, временами реял, и наконец исчез из поля зрения».

Постепенно истории с «цеппелинами» пропали с газетных страниц. В последней заметке на этот предмет только кратко упоминался полет дирижабля над Бахтемировским промыслом Тимофеева и о выезде на место происшествия исправника Астраханского уезда А.Г. Дзидзигури. По-видимому, результаты его командировки не дали ни одного ответа, ни на один из множества вопросов, во всяком случае, в прессу информация по расследованию инцидента не просочилась.

Предположение о том, что под Астраханью парили германские военные дирижабли, было единственным, которого придерживались горожане. И это допущение ни у кого не вызывало сомнений, поскольку на тот момент в Европе уже более года шли сражения Первой мировой войны. В этой войне впервые в истории человечества противоборствующие стороны приступили к активным боевым действиям не только на суше и море, но и в воздухе. Аэропланы и дирижабли разных конструкций использовались как транспортные средства, для осуществления связи, разведки и бомбардировки вражеских позиций.

Циркулирующая в Астрахани и даже попавшая в печать версия о том, что цеппелины направлялись в Персию с грузом золота, также в какой-то мере имела основание. Персия в течение Первой мировой войны сохраняла нейтралитет, но на ее территории против войск Британии и России вела активные военные действия Османская империя. Как раз осенью 1915 года турки перешли в наступление, а переметнувшаяся на их сторону персидская жандармерия захватила несколько городов.

А теперь необходимо поговорить о цеппелинах. Нередко родоначальником жесткой системы дирижаблей считают немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина. Однако попытки усовершенствовать воздушный шар и создать управляемый воздушный корабль предпринимались в Европе чуть ли не со времен братьев Монгольфье. В результате появился дирижабль. Вслед за аэростатами мягкой системы, были созданы аппараты полужесткой и жесткой конструкции. Россия не отставала от Европы: в 1873 году изобретатель О.С. Костович спроектировал жесткий дирижабль с деревянным остовом, а ровно двадцать лет спустя Д.Н. Чернушенко разработал проект «летохода» – аэростата с алюминиевым каркасом. Но как бы то ни было фон Цеппелину принадлежит заслуга в создании и производстве первого серийного дирижабля.

В 1900 году он поднял в небо первый управляемый летательный аппарат, а уже в 1910 году немецкие военные закупили у него несколько дирижаблей.

Накануне войны, в 1914 году союзница Германии Австро-Венгрия имела три военных дирижабля и один частный. Немецкий воздушный флот помимо аэропланов насчитывал 16 военных (в том числе девять системы Цеппелина) и шесть частных дирижаблей. Кроме того, до конца 1914 года вступили в строй дополнительно пять дирижаблей. С началом войны эти аэростаты оборудовали приспособлениями для бомбометания, радиотелеграфами, сигнальными средствами и прожекторами для ночных операций.

Все эти данные не являлись страшной военной тайной ни до, ни после начала войны. Едва раздались первые орудийные выстрелы, как ее называли в России Германской войны, а «Астраханский вестник» уже информировал своих читателей о состоянии австро-германских воздушных сил, в том числе и о цеппелинах, которые, как сообщалось: «имеют емкость каждый в 20 тыс. и более кубических метров и могут поднимать груз в 500-700 пудов. Большая часть этих воздушных кораблей снабжены пулеметами и скорострельными орудиями, расположенными на верхней площадке дирижабля и в гондолах. Для подступа к верхней боевой площадке и для подачи снарядов внутри дирижабля устроена вертикальная шахта с лестницей и подъемником. Благодаря значительной мощности двигателей (достигающей 720 лошадиных сил) «Цеппелины» могут развивать скорость до 82 километров в час и пролетать расстояние без спуска 3200-4500 километров».

Вот этих вооруженных до зубов воздушных кораблей и опасались в российском генштабе. К осени 1915 года германские дирижабли, уже получившие опыт бомбометания по Льежу, Антверпену, Ярмуту, Лондону и Парижу, превратились в серьезную угрозу для жителей крупных европейских городов. Поэтому, когда неопознанные летательные аппараты появились вблизи Астрахани, многим стало не по себе, ведь всем еще было памятно недавнее сообщение в газетах о разрушительном налете немецкого цеппелина в ночь на 8 сентября на британскую столицу.

В отличие от большинства простых горожан, астраханские должностные лица были информированы значительно лучше и располагали сведениями о появлении неопознанных воздушных судов в пределах других губерний. В 1914 году полеты загадочных аппаратов – то ли аэропланов, то ли дирижаблей – неоднократно отмечали в Казанской, Пермской и Владимирской губерниях. Таинственные «цеппелины» видели над Актюбинском, Тобольском, в окрестностях Семиреченска и Екатеринбурга.

Осенью 1915 года, почти одновременно с событиями под Астраханью, сообщения о каких-то летательных аппаратах пришли из Пензы, и вновь из Перми. Описание всех инцидентов того периода попали на страницы губернских газет, сохранились официальные донесения губернаторов.

Учитывая сообщения из других регионов и полыхающую войну на западных границах, местные гражданские и полицейские чины объясняли необычные события в астраханском небе разведывательными полетами немецких цеппелинов. В то же время материального вреда эти «цеппелины» не приносили, так что чиновники ограничились всего лишь несколькими поисковыми рейдами по степи, опросом местных жителей и отправкой протоколов в штаб Казанского военного округа.

Того же мнения придерживались и военные. А так как все тогда прекрасно понимали, что современные им дирижабли и аэропланы не могли, углубившись далеко вглубь неприятельской территории обойтись без мелкого ремонта и дозаправки топливом, всех занимал вопрос о том, где находятся скрытые «воздухоплавательные станции и бензохранилища». Разумеется, тайные базы германцев искали и не находили.

Однако не менее любопытен другой вопрос: с какой целью маневрировали немецкие цеппелины в глубоком тылу русских войск, ведь о дальней разведке с воздуха в то время никто в мире еще не задумывался.

К тому же за Уралом и в Калмыцкой степи, да и в большинстве других мест, где наблюдали неизвестные воздушные аппараты, стратегические, да и вообще какие-либо важные промышленные объекты сто лет назад попросту отсутствовали.

О том, что появление неопознанных летательных объектов в 1915 году никак не связано с военными действиями никто тогда не задумался. Слишком бесспорной казалась связь. Но загадочные аппараты наблюдались в небе России, Европы и Америки задолго до Первой мировой войны. С ее началом, когда возросла активность земной авиации и в прессе многократно увеличился поток информации о ее деятельности, люди всего лишь чаще и с опаской стали смотреть на небо, и при малейшем поводе сразу же докладывать начальству.

В мирное же время появление непонятных летательных аппаратов никто не связывал с немецкими или еще чьими-нибудь дирижаблями и аэропланами. Их появление не привлекало к себе пристального внимания властей и не вызывало панических настроений среди населения. Во избежание непонимания, а то и насмешек, очевидцы зачастую предпочитали умалчивать о своих наблюдениях. Однако и тех немногих случаев, ставших достоянием гласности было немало.

В качестве примера вспомним май 1910 года, когда неизвестный воздушный корабль заметили на Нижней Волге. «Астраханский листок» тогда поместил короткую заметку: «Вчера, 11 мая, около 10 ч. 40 м. утра, над городом, на значительной высоте, в направлении с OSW в направлении WNW пролетел яйцевидной формы предмет, светло-сераго или белаго цвета. Принимая во внимание высоту несшагося над городом предмета, можно сказать, что величина его была значительная. Наблюдавшие полет этого предмета делали различныя предположения, в том числе о том, что это был управляемый воздухоплавательный аппарат. Откуда-бы ему появиться?».

По-видимому, появление над городом неопознанного летательного объекта не вызвало никакой обеспокоенности у населения. Спустя два дня «Листок» сообщил, что накануне неопознанный «дирижабль» пролетел над Ростовом-на-Дону и Таганрогом и добавил: «Мы должны категорически подтвердить о виденном в Астрахани 11 мая загадочном необычайнаго вида овальном, продолговатом предмете, пролетевшем на значительной высоте над нашим городом, полет этот наблюдался группою в составе до 20 лиц, в числе которых находились люди с хорошим зрением и опытные охотники, решительно отрицавшие сходство высоко летевшего предмета с птицею».

Не упустил случая поместить новость о загадочном объекте и «Астраханский вестник»: «О воздушном аппарате, виденном над Астраханью на днях, рассказывают очевидцы следующее: видели его около 10 час. утра. Дирижабль грациозный, в виде сигары, виден был отчетливо, он маневрировал, слегка спустившись. Остановился на одном месте и спустя несколько минут резко пошел вперед, поднявшись выше и полетел в юго-восточном направлении».

О пролете над Астраханью «шарообразного молочного цвета предмета» 12 мая сообщила московская газета «Русское слово». Несколько дней спустя она же опубликовала сообщение о том, что 15 мая «В 10 часов вечера вторично наблюдался пролетевший над городом управляемый воздухоплавательный аппарат. Пролетел он на значительной высоте, в юго-западном направлении с четырьмя огнями».

Наконец, неизвестный «сигаровидный летательный аппарат» показался над Москвой. «Это не шутка и не газетная утка, – писала «Столичная молва». – Его видели невооруженным глазом и в бинокль в разных местах города… Народ поглазел, а в официальных учреждениях никаких указаний не дали… Связывают таинственный дирижабль с другим, столь же таинственным, пролетевшим над Астраханью... Было бы еще обиднее, что от Астрахани до Москвы, на протяжении 2 тысяч верст, не зарегистрировали полеты дирижабля, не установили, кто этот волшебный летун».

О том, что «волшебные летуны» не газетная выдумка говорили свидетели. Так в 1915 году В.А. Соколов при опросе показал, что в гондоле, подвешенной к «цеппелину» он «различил тени, напоминавшие по конторам фигуры 6 людей. Пять сидели, а один стоял, по крайней мере, он был выше остальных фигур».

Разумеется, почти невозможно поверить, что очевидец смог рассмотреть контуры человеческих фигур в гондоле дирижабля, находящегося по его же словам «верстах в трех, под углом в 40-45°». На эту часть сообщения можно было бы не обращать внимания, если бы не пример прямого контакта людей с таинственными воздухоплавателями, относящийся к началу XX века.

11 мая 1910 года ставропольская газета «Наш край» поместила материал о том, как нечто «черное с шумом и свистом спустилось» с неба и вспугнуло стадо: «Поднялись пастухи и сами, было, бросились вслед за убегавшим стадом, но остановились, видя, что из страшной «машины» вылазят не то «черти», не то люди. Подошли к ним, любопытно посмотреть на «с неба свалившихся». Их было пять человек. По-русски не говорили, что то показывали знаками, но что – изумленные и ошеломленные неожиданностью пастухи понять не могли. С полчаса повозившись у «машины», «черти» пустили ее в ход. Завертелись колеса, зашумело и «машина» нырнула вверх».

Самое интересное в этой, в общем-то, незамысловатой истории то, что диковинная «машина» после короткого ремонта «нырнула вверх».

Есть, о чем призадуматься, так как не было в то время как нет и теперь, летательного аппарата способного к подобным маневрам. К тому же, люди попросту не выдержали бы возникающую при резком взлете перегрузку. А может быть все эти «машины», «цеппелины» и прочие таинственные аппараты имели неземное происхождение? Поищем ответ в протоколах опроса свидетелей, хранящихся в Военно-историческом архиве, которые содержат детали, не попавшие в прессу. Итак, что же видели очевидцы и что не узнали читатели астраханских газет.

Зайсанг Икицохуровского улуса Ц.Б. Бадмаев 2.10.1915 года показал: «…из-под бугра показался клуб черного дыма, который быстро отделился от земли и разделился на две части: одна начала двигаться по направлению к югу, другая – к западу… обе части клуба дыма приняли удлиненную форму, напоминая очертаниями лодку… Видел я эти лодки минуты 3-4. Сначала они имели форму круглую, а потом моментально получили удлиненную форму».

Строительный подрядчик В.А. Соколов 5.10.1915 года дал следующее детальное описание небесного аппарата: «…вдруг мне показалась из-за тракта на Икицохуры на небе как бы звезда. Затем эта, как мне сначала показалась, звезда начала приближаться и увеличиваться, и видима была мною как бы в форме квадрата… Звезда эта с очень большой высоты опускалась вниз и в то же время приближалась, т. е. двигалась как бы под уклон. Тут-то я стал замечать, что сзади огня начала обрисовываться сигарообразная фигура коричневого цвета… фигура казалась мне размером 5–6 саженей».

О том, что летательные аппараты землян в то время не обладали способностью разделяться в воздухе и тем более менять форму говорить не приходится, подобных нет и у нас в XXI веке. И обратим внимание на параметры. «Сигарообразная фигура», которую наблюдал Соколов, была в длину 5–6 саженей, то есть не более 13 метров в длину. «Цеппелин» у озера Бешкуль по сообщению П.В. Дурова имел еще меньшие размеры – «приблизительно сажен 4–5». Таким образом, аппараты, которые парили в астраханском небе, были значительно меньше дирижаблей, строящихся тогда в Европе. К примеру, первый дирижабль, сооруженный в 1900 году на цеппелиновских верфях, имел длину 128 метров. В 1912-1913 годах в небо поднялись еще 25 цеппелинов с длиной от 140 до 161,4 метра. Аналогичные по величине дирижабли с 1910 года строила и немецкая фирма Д. Шютте-Ланца. Только после 1918 года в США выпустили несколько небольших дирижаблей, но и они с длиной корпуса 2933 метра, относительно велики.

В 1915 году национальная принадлежность неведомых аэронавтов ни у кого не вызывала сомнений. В период военных действий по общему разумению летать могли, если не отечественные, то только вражеские аппараты. Отсутствие других вариантов, объясняющих непонятные явления вполне объяснимо, поскольку сто лет назад никому и в голову не могло прийти, что неизвестными воздухоплавателями могли быть жители других планет, пришельцы из параллельных миров или земляне – путешественники из будущего. На то, что загадочные воздухоплаватели не прибыли из сопредельных государств, указывает неоднократно отмеченная наблюдателями способность странных летательных аппаратов к трансформации и мимикрии, давно известные современным уфологам.

Поэтому вполне допустимо предположение о том, что энлонавты, дабы не шокировать землян начала XX века, маскировали свои технические устройства под известные им на тот момент летательные аппараты – дирижабли и аэропланы.

М.А. Кирокосьян, «Астраханский краеведческий вестник»

© Астраханское отделение РГО

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич