Москва начала спешно усиливать свое присутствие на Каспии. В портовую инфраструктуру российского побережья будут вложены 2,5 миллиарда рублей. Правительство издало постановление о создании новой Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Астраханской области. Чем же можно объяснить столь повышенное внимание к делам на Каспийском море?
Благодаря своему географическому положению в сердце Евразии, наша страна удачно подходит для прокладки международных транспортных коридоров (МТК). Конкурентными преимуществами в виде более короткого логистического плеча и снижения стоимости перевозки заинтересовались Нью-Дели и Тегеран, которые подписали с Кремлем соглашение о создании МТК «Север — Юг» (NS). Предполагается, что из Шри-Ланки через Индию и Иран в Россию пойдут контейнерные грузы, зерно и другое продовольствие, а далее они направятся в Европу. Одной из ключевых точек маршрута является Каспийское море.
В 2014 году в Астраханской области была создана ОЭЗ «Лотос», в которой резидентами являются иранские, итальянские, германские и другие компании. Заявленной целью является подготовка железнодорожной и логистической инфраструктуры. «Лотос» обойдется бюджету в сумму более 10 миллиардов рублей, плюс к этому в период с 2020 по 2026 годы ОЭЗ получит государственных субсидий в размере 8,5 миллиарда рублей. Теперь в районе морского порта «Оля» будет создана вторая особая зона. Правительство выделит 1,1 миллиарда рублей на модернизацию порта и 1,4 миллиарда на строительство нового контейнерного терминала. Предполагается создание единой управляющей компании, которая станет работать под эгидой Минэкономразвития.
В целом, подобные начинания можно только приветствовать. Астраханская область может стать крупным логистическим хабом, через который пойдет международный транзит, а Россия расширит возможности по экспорту своего зерна и другого продовольствия в страны Ближнего Востока и Азии. Однако необходимо понимать, что эта активизация является вынужденной, поскольку теперь на Каспийском море станет потеснее.
Нетрудно заметить, что Москва вспомнила про Каспий буквально сразу же после поражения Армении в Нагорном Карабахе. Акватория этого закрытого моря богата запасами углеводородов, ценными породами рыб, является важнейшим узлом для возможной прокладки трубопроводов. Большой интерес к Каспийскому морю проявляли США. Довольно жестко по этому поводу в свое время высказался израильский военный эксперт Яков Кедми:
Президент Эрдоган особо не скрывает желания выйти напрямую к Каспию и в Среднюю Азию. Турция граничит с азербайджанской Нахичеванью, которая представляет собой эксклав. О планах Анкары в ходе войны с Нагорным Карабахом связать свою территорию с Азербайджаном предупреждала армянская сторона:
AST-NEWS.ru
Благодаря своему географическому положению в сердце Евразии, наша страна удачно подходит для прокладки международных транспортных коридоров (МТК). Конкурентными преимуществами в виде более короткого логистического плеча и снижения стоимости перевозки заинтересовались Нью-Дели и Тегеран, которые подписали с Кремлем соглашение о создании МТК «Север — Юг» (NS). Предполагается, что из Шри-Ланки через Индию и Иран в Россию пойдут контейнерные грузы, зерно и другое продовольствие, а далее они направятся в Европу. Одной из ключевых точек маршрута является Каспийское море.
В 2014 году в Астраханской области была создана ОЭЗ «Лотос», в которой резидентами являются иранские, итальянские, германские и другие компании. Заявленной целью является подготовка железнодорожной и логистической инфраструктуры. «Лотос» обойдется бюджету в сумму более 10 миллиардов рублей, плюс к этому в период с 2020 по 2026 годы ОЭЗ получит государственных субсидий в размере 8,5 миллиарда рублей. Теперь в районе морского порта «Оля» будет создана вторая особая зона. Правительство выделит 1,1 миллиарда рублей на модернизацию порта и 1,4 миллиарда на строительство нового контейнерного терминала. Предполагается создание единой управляющей компании, которая станет работать под эгидой Минэкономразвития.
В целом, подобные начинания можно только приветствовать. Астраханская область может стать крупным логистическим хабом, через который пойдет международный транзит, а Россия расширит возможности по экспорту своего зерна и другого продовольствия в страны Ближнего Востока и Азии. Однако необходимо понимать, что эта активизация является вынужденной, поскольку теперь на Каспийском море станет потеснее.
Нетрудно заметить, что Москва вспомнила про Каспий буквально сразу же после поражения Армении в Нагорном Карабахе. Акватория этого закрытого моря богата запасами углеводородов, ценными породами рыб, является важнейшим узлом для возможной прокладки трубопроводов. Большой интерес к Каспийскому морю проявляли США. Довольно жестко по этому поводу в свое время высказался израильский военный эксперт Яков Кедми:
Того, кто в России допустит базы Турции и НАТО на Каспий, можно расстрелять без суда.Акватория Каспия была совсем недавно разделена между странами, выходящими на его побережье. Среди них был и Азербайджан, который в ходе победоносной войны над Нагорным Карабахом проявил себя верным союзником Турции. Война закончилась капитуляцией Степанакерта, но целиком территория непризнанной республики Баку не занята, что оставляет формальный повод в любой момент ее повторить. Это же дает Анкаре право разместить в Азербайджане свой воинский контингент и военные базы для обеспечения стабильности в регионе. Пусть турецкие солдаты не будут именоваться «миротворцами», в отличие от россиян, но что это в принципе меняет? К слову, Баку для их переброски согласия Москвы не требуется, это чисто технический вопрос между двумя суверенными государствами.
Президент Эрдоган особо не скрывает желания выйти напрямую к Каспию и в Среднюю Азию. Турция граничит с азербайджанской Нахичеванью, которая представляет собой эксклав. О планах Анкары в ходе войны с Нагорным Карабахом связать свою территорию с Азербайджаном предупреждала армянская сторона:
Основная цель Турции и Азербайджана — отрезать границу Арцаха и Ирана, достичь государственной границы Армении и прорубить «коридор» в Нахичевань.Президент Алиев еще в 2017 году заявил, что готов вывести Нахичевань из транспортной блокады, построив железную дорогу Карс — Игдыр — Нахичевань:
В результате реализации данного проекта грузы, идущие из Индии и Пакистана, будут поставляться через территорию Азербайджана в Иран, Россию, Северную Европу и обратно.Любопытно, что эта дорога также реализуется в рамках транспортного коридора «Север – Юг», но по замыслу Баку транзит в Россию должен идти через Азербайджан. Теперь дополнительный сухопутный коридор вдоль иранской границы прорублен военной силой, и Анкара получит прямой доступ к ресурсам Каспия через дружественную страну. А Турция – это член НАТО. С чем нас всех и поздравляем, сообщает «Репортёр».