Большинство астраханцев мало знает об архитекторе Викторе Вальдовском-Варганеке, которому недавно в Астрахани открыли мемориальную доску. Он внёс неоценимый вклад в формирование уникального архитектурного облика нашего города. Вся его жизнь была примером служения отечественной культуре. Краевед, научный сотрудник Астраханской государственной картинной галереи, член Ассоциации искусствоведов России, исследователь архитектуры Раиса Захарова рассказала AST-NEWS.ru подробности о жизни и работе Виктора Брониславовича.
– Ряд сохранившихся выдающихся построек архитектора Вальдовского-Варганника радуют глаз астраханцев и гостей города и используются различным образом – от музея до Дворца бракосочетаний. Между тем, у нас до сих пор не было ни одной памятной доски, увековечивающей имя мастера. Теперь место, куда можно прийти, поклониться, выразить благодарность этому человеку, появилось. Благодаря таким людям, как герой нашего повествования, в Астрахани в начале прошлого века возникло несколько экспериментальных построек. Они значительно оживили всем привычный, уже сложившийся в тот период, эклектичный пейзаж нашего города. В зданиях, возведённых по проектам Вальдовского, классика сочеталась с новациями архитектурных стилей. В то время активно развивались неоклассицизм, символизм, модерн и ранний конструктивизм.
Так, в здании биржи архитектору удалось соединить почти все существовавшие к этому моменту стилистические тенденции. Постройка принадлежит к раннему конструктивизму. Пластические элементы относят её к эпохе модерна, а в интерьере наряду с модерном встречается ренессансная классика.
Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек изначально был человеком страдательной судьбы. Он пробивался к своей карьере и совершенствовался как архитектор вопреки, а не благодаря. Изначально его жизнь складывалась благополучно.
Родился в дворянской семье на Волыне. Учился в Одесской художественной школе – одном из самых старых и прославленных учебных заведений такого рода в Российской империи. В Одессе встретил свою первую любовь, ставшей его судьбой на всю жизнь. Затем Вальдовский выбрал для дальнейшего обучения молодое, но перспективное, а к тому времени, даже несколько скандальное художественное училище. Московское училище живописи ваяния и зодчества было местом, где студенты раньше других знакомились с новыми художественными формами. На их глазах происходили выставки коллекций Морозова и Щукина. Из той «отравной чаши» они черпали новое искусство.
Хотя эти события происходили несколько позднее времени учёбы там Вальдовского, но и в его бытность в воздухе витало желание обновления, шли поиски иных, более свежих форм в искусстве. Как архитектор Вальдовский сформировался школой Соловьёва – одной их самых высоких московских школ.
В 1900 году приезжает в Астрахань, где получает очень скромную должность младшего архитектора в Калмыцкой управе. Содержание архитекторов в тот период было мизерным, жить на эти средства было крайне сложно. К тому времени, он, женившись вопреки воле отца на дочери капитана Елизавете, потерял родительскую опеку и надежду на наследство, поэтому вынужден был пробиваться везде сам.
Большая любовь украшала жизнь Вальдовского-Варганнека, но она же создавала и не меньшие препятствия. Как обладатель медалей за свой конкурсный проект он имел право на европейское пенсионерство, мог поехать в Италию. Но из-за того, что отец не одобрил его ранний брак, Вальдовский вынужден был уйти в вольноопределяющиеся ученики. При всех житейских сложностях окончил своё образование блестяще.
В Астрахани семья Вальдовских долго жил на съёмных квартирах, свой дом появился позднее, когда В.Б. Вальдовскому-Варганеку стали заказывать коммерческие проекты, появилась своя цементно-мозаичная мастерская. Ещё во время своего ученичества у него появились трое детей. Содержание жены, сына и двух дочерей требовали значительных средств, поэтому Виктор Брониславович брался за любые заказы.Продвижению по службе препятствовала администрация губернии: много работал по частным заказам. Несмотря на то, что он был человеком высокопрофессиональным, основательным, очень трудоспособным и мастеровитым, чиновники считали его легкомысленным, ставя в упрёк архитектору, что тот проектировал здания увеселительных заведений, кафешантанов. Они пеняли Вальдовскому, что тот слишком много суетится и постоянно занят коммерческими заказами. Более века спустя, когда его творения вошли в «золотой фонд» архитектурных украшений Астрахани, эти притязания власть имущих кажутся нелепыми.
Авторству Вальдовского принадлежал знаменитый павильон в саду велосипедистов на нынешней улице Джона Рида, к сожалению, снесённый. Это было совершенно очаровательное сооружение с летней эстрадой. В Астрахани в начале прошлого века появилось мощное общественное движение «Клуб велосипедистов», членом которого выступал Вальдовский. Кроме того он состоял в Обществе охотников и в Благотворительном Обществе католического костёла, прихожанином которого являлся.
Арендовав на Красной набережной помещение, открыл там мастерскую по производству цементно-мозаичных изделий. Если приглядеться внимательно к сохранившимся зданиям, построенных по его проектам, то можно увидеть приблизительно один и тот же рисунок, создающий иллюзию ломаного пола – керамической метлахской плитки. Тогда это считалось в Астрахани абсолютной новацией.
Свой дом Вальдовский построил на Александровском бульваре, в районе нынешней площади Ленина, где сейчас расположен ТЮЗ. Рядом с его частным жилищем находилось знаменитый кинотеатр «Вулкан». Как настоящий буржуа своего времени Виктор Брониславович был очень рациональным человеком. Нынешним предпринимателям очень не хватает такого соединения пользы и красоты, являющегося частью кодекса чести человека, который что-то производит.
Вальдовский прожил со своей семьёй в этом доме около десяти лет. Претендовал сделаться губернским архитектором, не раз подавая прошение на эту должность. Но у губернатора, не понимавшего задумок Вальдовского, были претензии к его творчеству.
Несмотря на то, что проект Биржи, выдвинутый архитектором на конкурс, победил, он так и не получил этой должности, исполняя функцию младшего архитектора Губернской управы. Выполнив все условия заказчика, разместив в здании рестораны, операционные залы и прочие помещения, требующиеся по статусу этого здания, также позаботился об берегоукрепительных работах, без которых великолепное сооружение сползало бы в сторону Волги. Об этом немаловажном факторе необходимо думать и сейчас, как и должном благоустройствеприлегающего к зданию пространства.
Астрахань с точки зрения обводнённости проблемный город, поэтому всё строительство здесь должно предваряться серьёзными гидрологическими и другими инженерными исследованиями. Здесь можно легко попасть в резервуар с нефтью или газом или в какой-нибудь ильмень. Сейчас, к сожалению, уже не стремятся возводить постройки на буграх, а строят где угодно.
Должности главного архитектора Астраханской губернии Вальдовский-Варганек так и не получил. Потом случилась революция, но он продолжал служить своему делу. В 1918 году Виктор Брониславович взял на себя обязанности работы архитектором в Комитете государственных сооружений, приспосабливая астраханские здания под большевицкие учреждения, ремонтируя и реставрируя их. Сохранились огромные списки отделов и управлений учреждений, располагавшихся в реквизированных бывших купеческих особняках.
В том же восемнадцатом году лишён своего дома, а в здании кинотеатра «Вулкан» чего только не располагалось. Позднее там разместился театр Татарской драмы. Семья Вальдовского переехала на улицу Крестовоздвиженскую, нынешнюю Наташи Качуевской, где проживала в полуподвальном помещении дома Кейль.
15 марта 1919 года архитектор был расстрелян при попытке отстоять своё производство и работающих там людей. Красный террор затопил Астрахань кровью. Наряду с предпринимателями при нём расстреляли много рабочих, моряков, служащих. По некоторым данным их тела складывали на телеги, а потом закапывали на Старом кладбище. По слухам, тело Вальдовского несколько дней пролежало в бане в районе Больших Исад. Где он погребён, неизвестно. Нам негде, кроме этой мемориальной доски и сохранившихся его творений поклониться этому человеку и поблагодарить за созданную красоту.
Пойдя на сотрудничество с новой властью, чтобы прокормить свою семью и остаться в профессии, он не ожидал такого трагического исхода. Более того, Вальдовский-Варганек участвовал в конкурсе на памятник Свободы и победил в нём! Настоящие творцы – люди очень наивные. Верили в своё дело, не вмешиваясь в политику, даже не подозревали, что само их существование, как людей иного времени и идеалов является угрозой для новой власти.
Жена, пережив страшное горе почти сошла с ума, вздрагивая от каждого шороха. Сын уехал к родственникам в Тамбов. Дочери, по некоторым сведениям, выйдя замуж, изменили фамилии и личные имена. Старшая Инна, вероятно, была художественно одарена, рисовала здание Биржи уже будучи взрослой. Об их дальнейшей судьбе не сохранилось никаких документальных свидетельств. Убив отца семейства, уничтожили всю последующую историю его рода.
К сожалению не все творения Вальдовского-Варганека уцелели, включая знаменитый кинотеатр «Модерн».
Но основная часть его архитектурного наследия сохранилась: например, здание Казачьего клуба на улице Чалобяна.
Бывшая Казачья управа на улице Ахматовская, где сейчас размещается Музей боевой славы.
Великолепный ансамбль бывшего дома В.И.Склабинского и редакции газеты «Астраханский справочный листок» на улице Михаила Аладьина, где ныне расположена прокуратура Кировского района.
Вальдовский-Варганек приложил руку и к надстройке Русско-Азиатского банка на Косе, где о нём помнит изысканная чугунная лестница в интерьере. Похожее на восточное медресе здание Банка для внешней торговли (старый корпус научной библиотеки имени Н.К.Крупской) так же сооружалось при участии Виктора Брониславовича. И даже калмыцкие храмы строил и реставрировал этот польский дворянин, проникшийся культурой здешних мест.
Душа Виктора Брониславовича Вальдовского-Варганека буквально растворена в нашем городе. Его архитектурное наследие – предмет исследования специалистов. Кто знает, может, им удастся доказать участие Вальдовского в создании других образцов сохранившихся памятников астраханской архитектуры. Но это – тема уже другого рассказа…
Подготовила Екатерина Некрасова