На ОТР – Общественном телевидении России, вышла программа, в гостях которой побывал Валерий Оськин - председатель Правления НК "Развитие человеческого капитала", руководитель комитета по труду, занятости и социальным вопросам ТПП г. Москвы.
В эфир программы позвонил учитель из Астрахани, с которым состоялся следующий диалог.
Оксана Галькевич: Валерий Валентинович, до нас дозвонился учитель из Астрахани Дмитрий, давайте с ним тоже побеседуем. Дмитрий, мы слушаем вас, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Я постоянно смотрю вашу передачу.
Оксана Галькевич: Очень приятно.
Зритель: В общем-то, очень рад, что дозвонился до вас. Такая ситуация. Вы понимаете, качество работы в данном случае преподавателя, конечно же, улучшится, потому что та же самая средняя заработная плата учителя состоит из нескольких слагающих – это ставка, это часы, надбавки за проверки тетрадей, за категорию.
Константин Чуриков: Внеклассная деятельность – там много всего, руководство классное.
Зритель: Если учитель будет… Ставка 18 часов, учитель должен за 18 часов получать, в общем-то, ту минимальную заработную плату, 10… Но по региону у нас зарплата учителя в принципе довольно высокая, и достигается она за счет того, что, в общем-то, учителю дали возможность взять столько часов, сколько он может, собственно говоря, унести: берите столько, сколько возьмете. Это порой бывает 2 ставки даже, возможно, даже где-то подработка (скорее всего, в другом учебном заведении, потому что больше 2-х ставок официально… нельзя). Соответственно, качество теряется, понимаете – качество образования, качество того часа, который дается ребенку, потому что для него надо подготавливаться, его надо вести.
Оксана Галькевич: Ну и вообще это работа на износ, Дмитрий.
Зритель: Фактически это работа на износ, правильно вы говорите, поэтому мы, в общем-то, ждем этих праздников и каникул, как рыба, которая подо льдом ждет лунки, чтобы подышать свежим воздухом и нырнуть опять на эту рутину. Вот такая ситуация по качеству.
И еще, конечно, по МРОТ я хотел сказать. Ведь если увеличивается МРОТ, то, конечно же, он не увеличивается у тех служащих, государственных служащих, муниципальных, бюджетных, у которых он больше минимальной оплаты труда. То есть если я как учитель получаю ставку 7 800, на нее потом идут мои надбавки, коэффициенты и так далее, у меня все останется по-прежнему, у меня увеличится она на 4%.
Константин Чуриков: Дмитрий, а сколько у вас в сумме получается при базовой загрузке (я не знаю, какая у вас загрузка, но, предположим, 17 часов)?
Зритель: Где-то за ставку 18 часов… Где-то за 1.5 ставки около 20 тысяч выходит зарплата.
Константин Чуриков: Около 20 тысяч? Давайте я еще раз попрошу режиссеров показать: специально, пока вы говорили, открыл статистику Роструда по Астраханской области – средняя заработная плата 28 647 рублей в месяц, вы говорите, что 20 тысяч, то есть все равно меньше средней заработной платы. Тем временем как раз-таки что касается учителей, доведение зарплаты учителя до двукратной по региону в среднем – это тоже часть майских указов. Дмитрий, спасибо за ваш звонок.
Валерий Оськин: Да. Смотрите, как майские указы у нас с вами уже звучат много раз. Вот вам один из показателей. Надо, наверное, сделать так, чтобы правительство их выполнило, годов-то много прошло.
Оксана Галькевич: Так выполняют на местах, вы знаете, самыми разными способами, хитрят как могут: ставочку делают не 1, а 0.35.
Валерий Оськин: Да.
Оксана Галькевич: И так проще выполняется все, сразу все цифры бьются, все хорошо.
Константин Чуриков: Хочется понять просто, почему, почему так? Где недоработка и что с этим делать? Ответы хочется…
Валерий Оськин: Опять же, только потому, что цели ставятся не совсем те. Нужны цели, которые будут четко вести к повышению благосостояния людей, к тому, чтобы люди жили достойно. Если люди не будут жить достойно в этой стране, то можно делать что угодно, часть уедет, часть останется и смирится.