Заботливый сын, любящий муж, внимательный и беспокоящийся отец, добрый учитель, мудрый наставник, верный друг и неутомимый трудоголик. Кажется, что я перечислила характеристики, присущие идеальному и счастливому мужчине. И я не побоюсь назвать таковым Мирона Борисовича Блиера, человеку, которому 21 октября исполнилось 69 лет.
После беседы с руководителем Центра социально-экономического мониторинга и аналитики меня волной накрыло вдохновение, желание «хотеть учиться» обострилось и мне стало понятно, почему Мирона Борисовича всегда окружает молодёжь. Чуть позже вы и сами поймете, что сила притяжения к этому человеку не возникла из воздуха. Каждый день, месяц, год она самостоятельно обрастала мощью тогда, когда Мирон Борисович просто жил и воспринимал бытие таким, какое оно есть. В этом человеке никогда не горело желание стремиться наверх, но возникла и до сих пор живет острая необходимость самосовершенствования. Думаю, успех Мирона Борисовича, как человека и профессионала развивался благодаря этой незамысловатой философии.
«Прочитал, прослезился. Потому что хорошо знаю свои недостатки и слабости. Но это для исповеди. Важнее понять то, что тобой движет, а движет мной признательность к хорошим людям, которые определили мою судьбу, которые наделили меня знаниями и снисхождением к промахам без злорадства», - так Мирон Борисович прокомментировал мои впечатления о нём.
В начале девяностых, когда сказочник-реалист руководил группой советников губернатора Анатолия Петровича Гуж-вина, началась уникальная история, которая никогда не сотрётся из памяти действующих лиц того времени. Сегодня имена и фамилии этих людей мы часто слышим, ведь они добились немалых успехов в профессии, когда-то получив для себя полезные знания, участвуя в проектах Мирона Борисовича. И сегодня Мирон Борисович с улыбкой на лице делится этими воспоминаниями: «У нас (группы советников) возникла идея организовать молодёжный дискуссионный клуб. Собирались мы в кафе «Аквариум» в районе улицы С. Перовской. Раз в неделю на совершенно бесплатной и безалкогольной основе арендатор разрешал проводить в кафе встречи. Это был настоящий дискуссионный клуб, через который прошёл практически весь сегодняшний бомонд. Его завсегдатаями были Сергей Боженов, Глеб Иванов, Ирина Родненко и многие, многие другие. Его цель - осознать то новое, что происходит вокруг. Никаких принципиальных занятий мы не проводили. Участники встреч просто обсуждали новые политические и экономические возможности и, прогнозировали будущее региона. Помню убедительные речи Олега Шеи-на, Александра Васильева, который часто выступал моим оппонентом».
За незаметных для меня два часа беседы Мирон Борисович ни разу не сказал «я организовал», «я сделал», «я открыл». В его путешествии в прошлое и рассказе о настоящем фигурирует только местоимение «мы». Разве может человек стать великим в одиночестве? Для великих дел нужны талантливые единомышленники, сильная команда. Став важной частью команды Мирон Борисович в хорошем смысле увлёкся общественной образовательной деятельностью. И даже не думал, что политические дискуссионные клубы будет иметь ошеломляющую востребованность и станут площадкой для выражения мнений будущих успешных политиков, журналистов, экономистов. И, конечно, только у хороших людей сде-
ланное превосходит задуманное: «Цель у политклуба была обсудить то, что происходит за окнами. Учить чему-то серьезному мы не могли. Признаюсь, что никто из нас не обладал системными знаниями о рыночной экономике. Около года мне понадобилось на то, чтобы её освоить. После, на базе дискуссионного клуба мы создали ещё один, где проводили деловые игры. Во многом помогла одна из них, называлась она «товарная биржа». Примерно в 1992 году открылась Школа одарённых детей, где впервые заработала специальность «рыночная экономика». Помимо всего, параллельно действовала сильная экономическая площадка в школе № 10. Там у меня учились необыкновенно талантливые ребята. Занимались экономикой мы и на базе биржи «Алиса», где проводили интересные деловые игры собственного сочинения. Тогда большинство из нас было убеждено в эффективности рыночной экономики. Я, например, был уверен, что в начале третьего тысячелетия новое «не поротое» российское поколение создаст эффективное производство. Не срослось».
Мирон Борисович не остановился на достигнутом, а двигался стремительно дальше. «В 1995 году мы организовали экономический семинар в АГТУ. Получилось неплохо, здесь обучилось много толковых людей, которые сегодня занимают ответственные руководящие должности. В 2005 году Александр Александрович Жилкин предложил сформировать площадку «Молодёжное правительство 2020». Это было новое направление, в основе которого лежали принципы системного, стратегического развития - воспитание лидеров. Много сильных ребят было в первом наборе, среди них и нынешний председатель Молодёжного правительства Сергей Белявцев. Площадка была востребована не только астраханцами. Несколько активистов первого набора были из Сургута. Один из них даже дипломную работу защитил на тему «Деятельность Молодёжного правительства Астраханской области». Она до сих пор хранится у меня. И через Молодёжное правительство прошла масса талантливых и перспективных ребят. Хотя, если честно, последние два года чувствует-
ся, что у молодежи пропадает интерес к учебе. Но, тем не менее, социально-экономический прогноз развития области молодые экономисты сделали хороший. Осенью они представили его нашему губернатору Александру Жилкину, а вскоре он по всем показателям сбылся», - рассказывает Мирон Борисович со свойственной ему скромностью.
Знания экономики пригодились и самому учителю. В начале века ему пришлось руководить департаментом по делам печати и массовых коммуникаций, что было, мягко говоря, в новинку. Мирон Борисович вспоминает это время с особой теплотой: «Знаете, всё в жизни закономерно. Есть люди, которые находятся в системе, а есть те, кто её создают. Честно скажу, что если бы не участие департамента по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации в судьбе районок, то неизвестно как бы они выжили. В начале 2000-х мы обновили их материально-техническую базу, в каждом районе газеты объединили с типографиями. Когда я только возглавил департамент, я застал момент, когда все районные газеты печатались на ленотипах - это такие машины, на которых Ленин печатал «Искру». Мы помогли приобрести современные типографские машины в большинстве районов. Типография «Волга» получила обновку - цветную типографскую машину нового поколения отечественного производства. Это позволило печатать цветные газеты непосредственно в области».
Системой знаний, которой Мирон Борисович пользовался и пользуется, заложил физтех (МФТИ), где он проучился шесть лет. Ох, и были времена - счастливые студенческие годы. «Нас учили тому, что сложное - производная от простого, и во всем можно разобраться за неделю, но надо начинать с основ. Их надо найти и осознать. Экономику я познавал благодаря самым доступным учебникам и, конечно, учителям, которые у меня были всегда высокими профессионалами. Рыночную экономику начинал по простому американскому школьному учебнику, но был и Кейнс, Адам Смит и, конечно, Карл Маркс. Ещё в своё время мне очень повезло — пришлось поработать на предприятии, которое занималось проверками дея-
тельности различных сфер производства. В сущности, на этом багаже я и сейчас живу и учу молодежь думать и понимать простые вещи. Например, не все начинающие руководители, предприниматели сегодня осознают, что если не следить за состоянием оборотных средств, то велика вероятность разориться в течение года-двух; если не следить за состоянием основных средств, то нет долгосрочных перспектив. Сегодня мало, кто следует этим правилам».
В жизни экономиста любовь к математике и экономике потеснила страсть к писательскому творчеству, при этом оставаясь для Мирона Борисовича увлечением очень ненавязчивым. «Секрет в том, что математику я всегда любил больше. Система образования на физтехе была организована так, что человека учили учиться. Не знаниям учили, а именно учиться. Я вот до сих пор помню высшую математику, могу любую задачу решить. Самый главный принцип физтеха был в том, что тебе разрешали на экзамене пользоваться учебниками. Во время экзамена можно было даже добежать до библиотеки. И интересно было устроено самообразование. Для студентов всю ночь работал отдельный корпус с небольшими аудиториями. Приходишь и занимаешься спокойно, ведь в комнатах общежития всегда шумно. Всю ночь работала библиотека. И самое главное, что это всё было студентами востребовано. Студентам разрешалось дополнительно посещать лекции других специальностей. И знаете, считалось престижным иметь 5-6 дополнительно сданных экзаменов. Мы ходили и нам нравилось. Я пару раз посещал лекции на факультете журналистики. Сегодня нашу лучшую в мире образовательную систему сгубило платное образование. Покупают не знания, а дипломы».
После этих мыслей мне почему-то стало очень досадно за нынешнюю молодёжь. Она отказывается думать, зачастую становясь пешками, а не игроками жизни. Всё, чему Мирон Борисович сегодня учит своё молодое окружение - стремлению к знаниям или, как сказал сам экономист и писатель, «учить, учиться и никогда хорошее не превращать в плохое». Не очернять. Тогда всё имеет смысл.
Елена Иванова, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 43 (603), 7.11.2014 г.