УКашки попали под раздачу и в Астрахани
Росту тарифов на услуги ЖКХ, видимо, не будет предела. Они растут быстрее, чем заработная плата населения. При среднем доходе в 10-12 тысяч рублей в месяц людям приходится платить коммунальщикам пять-восемь тысяч рублей. И не удивительно, что так много у нас людей, которые еле-еле сводят концы с концами. А когда не хватает денег на пропитание, куда обращаются люди за помощью? А обращаются они, как правило, в микрофинансовые организации. И надо сказать, что обращений за финансовой помощью с каждым годом становится всё больше. Подсчитано, что МФО ежегодно увеличивают свой доход на 25-30 процентов при общей доходности 40-60 процентов.

Показательно в этом отношении начало текущего года. Только за три месяца люди взяли более 6,5 миллиона микрозаймов. Это на один миллион больше, чем было взято в минувшем году. Но брать взаймы – это одно, а отдавать долг – это совсем другое. Не уложившись с выплатами в срок, человек сразу же одевает на себя ярмо должника. И ярмо это давит на него с каждым днём всё сильнее и сильнее. Заняв, к примеру, 20 тысяч рублей, человек не заметит, как ему выставят счёт на 100 тысяч. Попробуй, не выплати в срок…
Оказавшись в долгу перед микрофинансистами с одной стороны, человек всё глубже всасывается в долговую трясину перед коммунальщиками, которые тоже не любят должников и исправно начисляют не только долг, но и пеню на этот долг. В общем, чёртово колесо получается.
Тарифы на коммунальные услуги душат население. И что характерно, чем дальше от столичного региона, тем выше коммунальные платежи. Да что там удалённость от Москвы, даже в регионах тарифы одного района отличаются от тарифов другого. Недавно были обнародованы тарифы на холодную воду в Астраханской области. Идут разговоры, что она может подорожать во втором полугодии. В областном центре, к примеру, тариф на водоотделение, а проще говоря, на канализацию увеличится на 7,5 процента и составит 23,1 рубля за кубометр. Сейчас платим 21,48 рубля за кубометр. На холодное водоснабжение увеличивать тариф не планируется. В данный момент жители Астрахани платят за холодную воду 21,62 рубля.

В связи с планируемым увеличением тарифов на холодное водоснабжение, «Астрводоканал» обратился в федеральную антимонопольную службу с заявлением о несогласии с установленными службой по тарифам Астраханской области тарифами на питьевую воду и водоотведение. Если ФАС поддержит позицию коммунальщиков, тарифы могут подскочить. Во всяком случае, может подорожать почти на 30 процентов техническая вода.

Добавиться повышения тарифов на свою продукцию наши водоканальщики – большие мастера. А как они заботятся о качестве своей продукции – питьевой воде? Как это ни печально, но вода не всегда отвечает необходимым стандартам и ГОСТам. Руководство организации винит в этом изношенность сетей. Это правда. Но и от обслуживающего эти сети тоже много зависит.

И если в областном центре вода плохо ли, хорошо ли, но вполне пригодна для питьевых целей. А вот в астраханской глубинке о качественной воде говорить не приходится. Во многих сёлах нашей губернии вода только технического назначения. А в некоторых и вовсе пользуются речной, а то и вовсе ильменной, неочищенной. Её даже скотина пить отказывается. А люди используют её в бытовых целях. Не удивительно, что наблюдаются случаи заражения инфекционными болезнями. Из местных водоёмов жители водой, слава Богу, пользуются бесплатно. А вот за техническую, где она есть, нередко платят дороже, чем горожане платят за качественную питьевую.

Тарифы, тарифы… Они упрямо лезут вверх. Не последнюю скрипку здесь играют управляющие компании. Грешны управляющие компании, очень грешны. Особенно в многоквартирных домах в городе, где они чувствуют себя полноправными хозяевами. И творят всё, что вздумается: взаимодействуют с жильцами плохо, своих доходов и расходов раскрывать не хотят, чтобы заставить их выполнить ту или иную работу, приходится буквально упрашивать. Такое отношение к людям не может устраивать общественность. Поэтому и летят жалобы во все инстанции. До самых верхов доходят, так как нижние чины бездействуют.

Некоторое время назад премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее организации по управлению многоквартирными домами теснее взаимодействовать с населением: регулярно осматривать домовое имущество, оперативно устранять аварии и повреждения, оперативно реагировать на обращения граждан, доводить до собственников и нанимателей помещений весь объём информации о своей работе.

В общем-то, управляющие компания, ТСЖ, ЖСК и друге обслуживающие жильцов организации все эти мероприятия должны были проводить и ранее. Но периодичность их не была закреплена даже внутренними регламентом. Теперь этот пробел должен быть устранён, потому что будут введены обязательные осмотров: текущие, сезонные и внеочередные.

В правительственном документе конкретизируются и регламентируются деятельность аварийно-диспетчерских служб. В случае звонка, диспетчерская аварийная служба должна среагировать не позднее, чем через пять минут. В течение десяти минут она должна перезвонить, чтобы узнать, что произошло.

Документ также регламентирует время, которое даётся на устранение поломок и неисправностей, возникших в доме. Перекрыть водоснабжение или отключить газ нужно будет в течение получаса после получения сигнала от проживающих в доме. А вот на ликвидацию неисправности или аварии аварийной службе даётся максимум два часа. Соблюдать предъявляемые в правительственном документе требования обяжут не только управляющие компании, но и товарищества собственников жилья и жилищные и строительные кооперативы.

Так что, порядок в сфере ЖКХ постепенно наводится. Плохо лишь, что небыстрыми темпами.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 16 (776), 2018 г.