Уходите с пользой: об истерике «зарубежных партнёров» России

На прошлой неделе мелькнула очередная новость. Известная лифтостроительная фирма «Otis» покидает российский рынок. Поскольку это событие не уникальное, а системное, стоит проанализировать его значение и последствия.

Хорошо это или плохо? Наверное, в массовой истерике хорошего мало. Но, поскольку Гегель нас учил смотреть на вещи с точки зрения единства и борьбы противоположностей, возможно, рыдать по поводу массового исхода иностранного бизнеса преждевременно.

Итак, десятки лет на российский рынок заходили различные мировые производители. Заходили основательно, то есть завозили оборудование и технологии, инвестировали в производственные помещения и инфраструктуру. Формировали с помощью затратных маркетинговых приемов внутренний рынок. Создавали рабочие места и обучали персонал.

В конце десятых – начале двадцатых, в основном, процесс локализации большинства мировых производственных брендов завершился. Всё заработало и закрутилось, принося, помимо налогов и зарплат неплохую прибыль. В первую очередь – заграничным хозяевам и акционерам.

Могла бы возникнуть мысль: а зачем нам теперь эти хозяева, всё и так ведь уже работает? Могла бы, но только не в России. Потому, что это как минимум незаконно, а как максимум неприемлемо.

Поэтому при нормальном порядке вещей всё так оставалось бы и дальше. Но случилась у коллективного Запада та самая истерика, а она, как уверяют психиатры, пользы истерящему никогда не приносила. Скорее вред. Но вернёмся к диалектике: если одной стороне вред, то другой польза.

Мне могут возразить, что уходящие не просто оставляют производство и бизнес, они его продают. Это так, если смотреть поверхностно. Ведь в купле-продаже сам факт сделки не единственный критерий выгоды. Кто будет радоваться, продавец или покупатель – напрямую зависит от суммы и условий продажи.

Представим двух продавцов одинаковых квартир. Один не спеша изучает конъюнктуру и перебирает десяток риелторов. А другому срочно и насовсем нужно уехать за границу, и единственный покупатель у него – предприимчивый сосед, который больше половины не дает. И ведь продаст соседу, иначе придется уехать безо всего.

Срочная и вынужденная продажа заводов, торговых сетей и коммерческой недвижимости проходит в похожих условиях. Времени нет, выбора покупателей нет, они твердо диктуют свои цены и условия. Можно быть уверенными в том, что для российской стороны приобретение этих объектов весьма выгодно.

Ещё раз повторю, это всё было бы невозможно, если бы этого не сделали… сами уходящие. Никто никого не гнал и не ущемлял, статистика и арбитражная практика подтверждают, что иностранные бизнес-субъекты пользовались абсолютно теми же возможностями, что и российские предприниматели.

Кроме того, нужно понимать, что и сделано всё это с их стороны было не с целью помочь России, или поддержать ее. Цель – нанести российской экономике максимальный урон. Только нам нет разницы, с какой целью нам на выгодных условиях продают эффективный бизнес. С этим у нас как и везде: ничего личного – только бизнес. И, в первую очередь, российские интересы. Спасибо Западу – научили…

Вот и «Otis» оставляет в России всё: производственные помещения и оборудование, технологии, наработанные рынки и рабочие места.

Главное, не растерять, а сохранить и приумножить всё начатое бывшими партнерами.

Александр Башкин, сенатор