Что стоит за заявлениями Петра Гужвина о недопустимости переименования улицы Ленина?
Человеку не безразлично его имя. Оно ему нравится. Он ищет в нём какое-то глубинное значение.
Человеку не безразлично также имя города, в котором он живёт и название улицы, на которой стоит его дом.
Представьте Германию. Человек прожил почти десять лет на Гитлерштрассе, и вот в 1945 году улицу переименовывают. Человек возмущён. Сколько раз он на этой улице со слезами смотрел на фюрера, проезжающего на машине, с поднятой в нацистском приветствии рукой. Рядом в восторге визжала жена и соседи орали "Хайль Гитлет!"…
Но будет ли прислушиваться общество ко мнению фашиста? И надо ли прислушиваться к такому мнению?
Увы, но нечто подобное происходит и в России. Вся беда в том, что в СССР любили увековечивать.
Умерал политический деятель и сразу его именем называли города и улицы в этих городах. Через некоторое время открывались какие-то жуткие тайны, и оказывалось, что деятель покойный наделал таких дел, что волосы вставали дыбом. Опять начинались переименования городов и улиц…
И вот теперь в СМИ опубликовано обращение председателя Астраханского регионального отделения Российской партии пенсионеров Петра Анатольевича Гужвина к мэру г. Астрахани Боженову С.А. В обращении этом П.А.Гужвин, который кроме партии пенсионеров возглавляет и молодёжный парламент Астраханской области, выступает против того, чтобы улица Ленина называлась Санкт-Петербургской… Легко критиковать. Трудно делать дело. Астраханская мэрия во главе с С.А.Боженовым меняет лицо Астрахани, вытягивает наш город из трясины захолустности. В ряду других важных дел стоит и переименование улиц, которое должно произойти в последний раз.
Спору нет, память о В.И.Ленине из истории не вычеркнешь. Он сумел изменить не только историю России, но и всего мира. Ведь если бы не было Октябрьского переворота, то не было бы Третьего Рейха, не было бы II Мировой войны, не было бы государства Израиль, не было бы коммунистического Китая, не было бы независимых государств Африки и Азии, не было бы университета имени Патриса Лумумбы и астраханский бард Александр Сахнов закончил бы совсем другое высшее учебное заведение…
Но с другой стороны, в Астрахани кроме улицы Ленина, есть площадь имени этого великого человека, есть Ленинская улица, Ленинский переулок, есть улица Ульянова, улица Ульяновых, есть два Ульяновских переулка и вдобавок ко всему улица Юных ленинцев…
Вообще по астраханским улицам можно учить историю.
Есть в Астрахани площадь и улица имени Атарбекова. Георгий Александрович возглавлял Астраханское ЧК всего два года, но успел много. В числе прочих врагов революции по его приказу был расстрелян Леонтий, епископ Астраханский и Енотаевский вместе с приличной группой священнослужителей. Разве такое можно вычеркнуть из памяти?
Есть в Астрахани улица Дзержинского, но нет улиц, которые хранили бы память о Ежове, Ягоде, Берии… Кто надругался над памятью этих великих деятелей!? Кто вычеркнул их имена из благодарной памяти народной?!
Пётр Анатольевич Гужвин, стараясь набрать побольше очков к предстоящим осенью выборам, называет неблаговидным занятием переименовывание улиц, названных в честь государственных или исторических деятелей. Вполне понятна тревога лидера астраханского отделения российской Партии пенсионеров и областного Молодежного парламента. Ведь, как стало известно "Факту" из заслуживающих доверия источников, зреют планы о переименовании проспекта Гужвина в Петровский проспект - вкупе с установкой памятнику именитому государственному реформатору.
Именно это предстоящее событие может быть является одной из причин растиражированного и нашумевшего заявления Петра Гужвина. Желая сохранить в памяти своих земляков доброе имя своего отца, возглавляемое Петром Анатольевичем отделение политической партии развернуло кампанию по недопущению переименования городских улиц. Начали с одной из главных улиц города.
Стоит только поразиться многогранности и универсальности Петра Анатольевича. Про таких с нескрываемым уважением говорят: "Молодой да ранний". Находит ли он общий язык и с престарелыми ветеранами, с тоской вспоминающих свою юность, и с молодым поколением, которое только строит планы на будущее? Нетрудно было сделать блестящую карьеру при прошлом губернаторе-отце. Теперь, потеряв такую мощную поддержку, молодой Гужвин вступает на тернистый путь критиканства и деструктивизма. Сегодня он выступает в защиту улицы Ленина, завтра за проспект Гужвина...
А будут ли конкретные дела, если основная профессия Петра Гужвина - сын знаменитого отца?
В Астрахани есть улица Гужвина, названная в честь героя-астраханца, погибшего во время Второй мировой войны. У этого Гужвина не было знаменитого отца, который бы оградил от опасной судьбы солдата, "отмазал" от Армии...
Переименовать в Астрахани надо много. Взять хотя бы улицу имени Богдана Зиновия Хмельницкого, много сделавшего для объединения России и Украины. Ошибся лихой гетман. Не надо было объединять эти страны. Им, как оказалось, лучше порознь… Так что Б.Хмельницкий нам теперь совершенно не интересен, а имя его совершенно не уместно в названии улицы российского города.
Но возникает и такой вполне резонный вопрос: уместны ли в городах страны, живущей вот уже пятнадцать лет по капиталистическим законам, улицы, названные в честь революционеров и коммунистических лидеров.
Представьте, что Г.А.Атарбеков и С.М.Киров воскресли. И вот они во плоти появились в Астрахани на улице Советской, в то время, как по ней идёт крестный ход в день памяти просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия. Нет сомнения, что верные ленинцы выхватили бы свои «наганы» и «маузеры», и открыли беглый огонь по толпе "контрреволюционеров". В это время со стороны Коммунистической улицы к ним подбежал бы воскресший Яша Свердлов и поддержал своих товарищей прицельным огнём из своего «люгера»… Но не остановить призракам из прошлого живых, которым надо идти вперёд. Грустно, что в одном ряду с этими призраками находится и молодой человек из сегодняшнего дня - Петр Гужвин.
Переименовывать улицы надо, потому что трудно понять, в какой стране мы живём. Но как и всякое дело, оно требует присутствия мастеров своего дела, людей творческих, неординарных. Чтобы не было досадных ляпов.
Пример. Была в центре Астрахани улица Октябрьская. Совершенно нейтральное, милое название улицы. Месяц октябрь случается каждый год и кому какое дело, что в этом месяце по григорианскому календарю произошёл в 1917 году переворот…
В 90-х годах прошлого века эту улицу переименовывают в улицу Тредиаковского.
В.К.Тредиаковский в 1735 году написал работу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
А вот образец стихов, которые создавал сам В.К.Тредиаковский:
«Не кажи больше моей днесь памяти слабкой,
Что невозможно в свете жить без любви сладкой,
Не кажи, мое сердце, надобно, чтоб Слава
Больше тысячи Филис возымела права…»
Возможно, что в XVIII веке этими стихами восторгались и зачитывались, но теперь ими может зачитаться только человек, решивший покончить самоубийством. Практика показывает, что после прочтения подобных стихов уходить из жизни легче.
В стабильном обществе стабильно всё.
В царской России единственное переименование произошло в 1775 году. Тогда реку Яик переименовали в реку Урал, Яицкий городок в город Уральск. Произошло это после подавления бунта Е.Пугачёва. Переименование должно было помочь забыть этот бунт, как кошмарный сон, т.к. именно в тех краях и зародилось это «народное восстание». Теперь бы пугачёвцев назвали «незаконным бандформированием». Но, тем не менее, в Астрахани наличествует улица имени Е.Пугачёва.
В начале 90-х годов прошлого века муссировался вопрос о глобальном переименовании астраханских улиц.. Надо благодарить судьбу, что из этого пока ничего не вышло. В прежние времена люди, которым поручались подобные задания, полностью были лишены творческой фантазии. Вот поэтому в Астрахани целых десять Литейных улиц, пять Замьяновских...
Переименовывать надо не только улицу Ленина, но и все Коммунистические, Социалистические, Сельсоветские, Колхозные.
Так что лидеру партии пенсионеров Петру Гужвину в будущем предстоит много работы.
Н.Омельченко