Каждая старая астраханская улица, несмотря на кажущуюся типичность, обладает неповторимыми нюансами, акцентами, аккордами. Если хорошо прислушаться к музыке города, постичь её звучание и уловить дух, в самых обычных местах можно открыть невероятный мир.
…Пройдёмся сегодня по улице, носящей имя татарского поэта и журналиста Мусы Джалиля, казнённого в фашистских застенках. Его литературное творчество, а в особенности стихи из «Моабитской тетради», написанные незадолго до смерти, принесли поэту всемирную славу. Известно, что Муса Джалиль приезжал в Астрахань в 1933 году. В 2017 году в парке АГУ деятелю татарской литературы установлен памятник.
Улица протяжённостью в километр берёт начало от площади Ленина и устремляется на юг, пересекая канал Варвация. В первом квартале она выглядит парадно – гостиница, театр, библиотека.
А потом постепенно сбрасывает со своих усталых плеч парадное облачение и переодевается в пёстрый халат астраханского заканалья, и, шаркая чувяками, бежит по изящному Татарскому мосту в своё незавидное будущее без оглядки.
Отрезок улицы исторического района Махалля наполнен эстетикой востока, его духом и атмосферой. Но подлинный колорит и традиционные особенности этого места постепенно уходят. Потеря деталей, штрихов, фактур может оканчательно стереть с лица города неповторимую самобытность Татарской слободы.
Похоже, что улица обречена на исчезновение в своём прежнем колорите. Сайдинг захватывает кирпичную кладку, а пластовые окна аутентичную столярку.
Изначально она называлась Заливной, а с 1837 года – Старо-Заливной. Век назад её переименовали в честь левого эсера, сочувствующего советской власти Касима Туйбанхина, погибшего в Астрахани во время августовского мятежа 1918 года. Находившийся в Белом городе отрезок назывался Татарский базар, а с 1924 года – «съезд 25 января 1918 года». В 1959 году их объединили одним именем – Мусы Джалиля.
Здесь расположена одна из самых старых астраханских мечетей, возведённая в 1816 году – Чёрная, бывшая соборная мечеть Бухарского двора. В тридцатые годы прошлого века в ней разместилась татарская школа. Позднее не эксплуатировалась, постепенно разрушаясь. В 1975 году здание признали памятником архитектуры регионального значения. Восстановлена в 2005-2008 годах.
С улицы Мусы Джалиля видны также Центральная (Красная) и Белая мечети.
Многие постройки уходят в землю, судьба их предрешена, скоро их снесут. На их месте появляются строения, не отличающиеся особой изысканностью форм и материалов.
За перекрёстком с Бакинской простираются пустоши и руины от прежних застроек. Выглядеть район обещает безлико. Увы, ни о какой архитектурной преемственности говорить не приходится. Дорогая земля центральной части Астрахани осваивается интенсивно, эстетика мало кого волнует. Современное астраханское градостроительство не берёт во внимание важность сохранения эстетической аутентичности места. Старая Астрахань теряет неповторимость, сдавая дом за домом, квартал за кварталом безликой многоэтажности.
…Вот такая она – Мусы Джалиля, улица скроенная из противоречий и вечных сомнений. Какой станет лет через десять? Посмотрим – но пока запомним её такой!