В каждом городе есть такие районы-уродцы, вырванные из контекста определённого образа.

В Петербурге на меня такое удручающие впечатление произвёл Ленинский проспект – там 70-е застыли в архитектурном столбняке, и тебя не покидает ощущение безнадёжности, не хватает только портрета Леонида Ильича на торце дома – инвалида. Хотя есть здания и более ранней застройки – и вовсе новенькие многоэтажки с претензией на интересность - место неприятное - чисто субъективный взгляд.

В Астрахани таким местом анти-силы с детских лет была для меня улица Яблочкова. Казалось бы, странно… Названа она в честь уважаемого человека – выдающегося русского инженера–электротехника, уроженца Саратовской губернии Павла Николаевича Яблочкова. Расположена не так далеко от стратегически важных объектов – железнодорожного вокзала, Кировского рынка. Без первого объекта не обойтись в приличном городе, со вторым – вопросы. Зачем он вообще нужен, тем более в таком виде и состоянии – разве что обеспечить бывших работников трикотажного комбината и отдельных выпускников псевдо-ВУЗов и колледжей хоть какой-то работой?..

Улица как улица, скажите вы. Но в советские времена из моего района туда было практически невозможно добраться на общественном транспорте – туда ходил два раза в день трамвай №5 (почти как Chanel, благоуханный, особенно в июльскую жару и такой же редкий по тем временам). Ещё тогда, в благословленные времена моего детства было какое-то серое недоверие к этой прямой трамвайной перспективе, изящно, подобно змее закольцованной в районе мясокомбината, который отчаянно смердел своими скотобойнями на весь город.

Прошли годы и жители этого района, благодаря которым я бывала там довольно часто, ушли в воспоминания, а иные и в поминание. И оказавшись там беспристрастным наблюдателем, невольно испытываешь ностальгию по дребезжащим, томатного цвета трамваям №5, 2,№4… Где ваши весёлые звонки и шумные пассажиры, куда вы умчались, забывшись развернуться на стальной мясокомбинатовской змее? Но память о вас жива и не только в сердцах карманников и кондукторов, навечно (во-всяком случае, создаётся такое впечатление) как незаживающий рубец через всю улицу растянулись трамвайные пути. Только теперь весьма условные, символические, как будто вот–вот проложат рельсы и мимо развалин клуба ГРЭС и шумного, почти цыганского паспортного стола поползут наши томатного цвета друзья, давя к обочине мрачные маршрутки.

Улица Яблочкова застыла в безвременье, а казалось, ещё совсем недавно, как всё было правильно и хорошо! Убрали «городских чудовищ» с улиц нашего города и стали строить планы по благоустройству. «Глядя, как город преображается, сожалел, что улица Яблочкова выглядела заброшенной, - говорит житель улицы Илларион Пагнюк. – Мне кажется, что здесь нужно создать простор для движения транспорта. Если есть возможность, магистрали нужно расширять». Это замечание гражданина Пагнюка было сделано ещё в прошлом десятилетии, это когда мэрия строила планы по преобразованию загадочной улицы. «Будут «одеты» в яркие краски фасады домов, обновлены пешеходные тротуары и зеленые зоны у зданий, заменено уличное освещение, установлены леерные ограждения. Что касается проезжей части улицы, то здесь свое мнение должны высказать астраханцы» - читаем мы далее, но какая-то неведомая сила, может быть та отрицательная энергетика, которая мне с детства мешала любить этот микрорайон, также не даёт властям заняться, например «леерным ограждением». Что-то там копаются в парке, но доживёт ли гражданин Пагнюк, и мы вместе с ним до прогулок по его светлым аллеям? Что-то не вериться, скорее, трамвай по мостовой загремит, чем чиновники справятся с нехорошей улицей!

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 41 (551), 25.10.2013 г.