Беларусь — одна из транзитных стран, через которые регулярно проходят контейнерные поезда по направлению Китай — Европа — Китай. Около 95% всего объема перевозок контейнеров обеспечивает оператор UTLC Eurasian Rail Alliance. При этом в Беларуси также происходит перестройка внешнеэкономической логистики, активно исследуют новые рынки для сбыта. Страна принимает решение о расширении сотрудничества с теми государствами, куда уже экспортирует товары, а также ищет новые транспортные маршруты через страны Центральной Азии, особенно Узбекистан.

Основным документом, который регулирует отношения между Ташкентом и Минском в торгово-экономической сфере, выступает дорожная карта, сформированная в ноябре 2018 года. Она включает 158 мероприятий, направленных на развитие взаимных отношений в важнейших секторах экономики.

В последние годы заметно значительное увеличение оборота товаров между государствами, что указывает на укрепление экономических связей. Объем товарооборота между РБ и Узбекистаном в 2023 году составил 600 млн долларов. Показатель хороший, но, по мнению сторон, результат должен быть не менее чем 1 млрд долларов.

По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, импорт из РБ растет более быстрыми темпами по сравнению с экспортом узбекской продукции.

Отсутствие у обоих государств выхода к морю создает определенные трудности. Из-за этого нарастает ключевое значение ж/д и автоперевозок между странами.

При этом нужно учесть, что дорожное сообщение, которое пролегает по азиатским территориям, еще не вышло на достаточный уровень транспарентности и цифровизации. Также маршрут нуждается в формировании более эффективной ж/д инфраструктуры.

Оба государства активно ищут новые ниши и возможности для торговли. Минск заинтересован в узбекских товарах с учетом их стабильного спроса, в то время как Ташкент находится в поисках продукции, которая будет интересна для его рынка. Наиболее активно в 2023 году Узбекистан поставлял хлопчатобумажную пряжу и ткани — 18%, одежду — 37%, а также продукты питания, овощи с фруктами — 17%. Что касается белорусского импорта, то акцент делали на мясо — 17%, древесину — 25% и тракторную технику — 16%.

Для поддержки роста товарооборота между странами важно развивать транспортную взаимосвязанность. Эффективное развитие альтернативных коридоров и создание новых логистических цепочек играют ключевую роль в укреплении торгово-экономического сотрудничества.

Реклама. АО «ОТЛК ЕРА».