Сегодня в Астраханском государственном университете стартовал III Международный форум «Каспий 2023: пути устойчивого развития». Трехдневная программа очень насыщенная. Фестивали, сессии, круглые столы, встречи, презентации.
Форум посвящен развитию науки и образования в условиях новых вызовов и возможностей. Здесь обсуждаются возможности и приоритеты развития Каспийского региона, экологические проблемы и пути их решения, вопросы медиаобразования около каспийских стран.
В трехдневном форуме участвуют эксперты из прикаспийских стран и Центральной Азии.
Ректор АГУ Константин Маркелов: «Наши задачи – увидеть практические результаты форума. В планах на этот год – воплотить в реальность договоренности между участниками мероприятия в сфере международных коммуникаций, а также внутренних научных образовательных программ. Мы уже обсуждаем конкретную программу и как мы будем готовить ее совместно с Азербайджаном, Дагестаном, Волгоградом. Важно, чтобы форум был не только площадкой для того, чтобы поговорить и обсудить. Нужно закрепить то, что мы уже сделали, и наметить новые шаги».
В рамках первого дня работы форума состоялась стратегическая сессия «Оценка и развитие регионального молодежного кадрового резерва», объединившая ученых, работодателей, бизнесменов и студентов, гостей ближнего и дальнего зарубежья. С центральным сообщением выступил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля, который патронирует реализацию проекта «Центр компетенций».
«Центр компетенций» – это президентская платформа, большая некоммерческая организация, которая уже 5 лет работает на просторах России. Занимается выявлением мотивационных профилей студентов еще в процессе обучения. Обеспечивает персонифицированную связь молодых специалистов с предполагаемыми работодателями. В процесс вовлечены более 170 университетов, в которых более 20 млн человек прошли через тестирование.
Системное исследование показало, что не только материальная мотивация важна молодым специалистам для выбора места работы. Вызов для достижения поставленных целей, возможность карьерного роста и личностного развития являются приоритетным направлениями для нового поколения профи.
Чтобы программа работала эффективно, важно, чтобы работодатели подключались к процессу обучения уже на 3-4 курсах, т.к. по нашим исследованиям мы видим, что на первые курсы студенты приходят мотивированными, а к более старшим курсам их мотивация снижается. Причина в том, что молодой специалист не знает, что его ожидает после окончания учебного заведения», - рассказывает Дмитрий Гужеля.
Дмитрий Гужеля: «Каждый раз на форуме мы что-то придумываем, проектируем вместе с университетом. В этом году открыли Региональный центр компетенций. Форум – это просто точка отсчёта и постановка задач на будущее, где участники обсуждают достижения за год и планируют работу на будущее. Наша задача на ближайший год – активизировать историю сообществ, запустить и прокачать их. Цель – запустить сообщества в Астраханской области, чтобы они действовали в интересах отдельных людей, города и всего Прикаспийского региона».
На площадке центра «Учитель будущего» спикеры обсудили роль коммуникации в образовании и умения грамотно работать на различных медиаплощадках. К мероприятию присоединились участники форума, работники медиаслужб вузов, преподаватели, журналисты, студенты. Модератором дискуссии стал научный руководитель ЭАЦ НОП, член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов. Рассуждая о роли коммуникации, спикер обратил внимание на важность создания образа вуза в медиапространстве.
«Университет сегодня – это сердце, один из самых главных драйверов не только региона, макрорегиона, но и всей страны. Без него у нас не будет того самого технологического суверенитета и научно-технологического прорыва», — сказал он.
Президент благотворительного фонда «Система», член-корреспондент РАО Лариса Пастухова рассказала о конкурсе «Моя страна – моя Россия», отметив, что этому проекту уже 20 лет, а это значит, что через него прошло не одно поколение. Спикер также обратила внимание собравшихся на миссии, которыми живёт университет.
«Особенно эти миссии проявляются на региональном уровне, и, если брать Астраханский регион, то здесь образовательных организаций меньше, и в этом смысле вуз становится с одной стороны центром, где у молодых людей есть возможность получить новые знания, познакомиться с экспертным сообществом, сделать шаги в свою профессию и заниматься наукой, а с другой – есть и другая ключевая составляющая, которая необходима региону – это общественно-гражданская миссия. Всё это требует нового уровня коммуникации», — сказала Лариса Пастухова.
Важных для всех пресс-служб вузов является рейтинг M-Rate, который выходит каждый месяц и показывает эффективность их коммуникационной деятельности по трём крупным направлениям: СМИ, социальные сети и сайт. Заместитель директора департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Анна Гуреева обратила внимание на хорошие результаты АГУ.
«Отмечу, что у Астраханского госуниверситета за последний год показатели количества статей выросли в 3 раза, просмотры увеличились в 2 раза, а количество подписчиков выросло на 20%», — сказала она.
Вторым моментом, о котором сказала Анна Гуреева, стала работа со молодёжными медиа вузов: «Мы запустили порядка 10 региональных площадок студенческих СМИ. Это очень важный инструмент как для самого вуза, так и для студентов».
Директор по коммуникациям президентской платформы «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда обратил внимание на важность использования новых инструментов в коммуникации: «В настоящее время даже сельская газета трансформировалась и стала медиахолдингом, имея свой сайт, соцсети, телеграм-канал, подкасты. Это надо учитывать. В погоне за вниманием очень трудно сделать так, чтобы люди увидели наш контент. Сейчас важно использовать все инструменты и работать на единую задачу».
О языке коммуникации сказала ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская.
«Владение русским языком важно не только с точки зрения погружения в русскую культуру, но и для того, чтобы быть конкурентоспособным на экономическом рынке и рынке труда. По результатам нашего исследования "Индекс положения русского языка в мире" русский язык по совокупности критериев занимает по-прежнему пятое место из всех глобальных мировых языков. Что касается СМИ и научной коммуникации, то по количеству научных публикаций и материалов в средствах массовой информации русский язык занимает второе и пятое место среди популярных языков», — отметила спикер.
Директор департамента – куратор событийных мероприятий Российского общества «Знание» Ирина Карих считает, что для того стать интересным в социальных сетях, нужно в первую очередь задумываться о качестве контента: «Самая основная наша задача – это делать знания интересными и доступными для каждого жителя нашей страны, и здесь наш основной партнёр – это образовательная организация. Мы очень много можем говорить про формат, но, прежде всего, это о смысле и содержании». Она подчеркнула, что целью участия в открытой дискуссии является поддержка молодых людей в развитии медийных возможностей.
«Российское общество "Знание" готово сотрудничать с каждым для совместного создания качественного контента», — отметила Ирина Карих.
О том, что на базе АГУ будет открыт научный центр РАО, напомнила советник президента Российской академии образования – куратор медиаслужбы Ксения Колесникова. «В РАО огромное внимание уделяется медиакоммуникации. Здесь очень важно находить заинтересованных партнёров и вступать с ними в коллаборацию. Очень здорово, что Российская академия образования заключили соглашение с АГУ о создании научного центра РАО на базе вуза. Людям, которые делают смыслы, не хватает людей, которые эти смыслы дают. Мне кажется, что наши регионы этим очень сильны», — сказала она.
Руководитель площадки «ТопБЛОГ» Дмитрий Бексромный рассказал о стратегии развития медиапроектов и подборе инструментов для этого: «Одна из наших миссий – это вооружить актуальным инструментарием преподавателей, учёных, аспирантов и всех людей, которые задействованы в индустрии и отрасли образования, чтобы они обладали навыками научной популяризации. Это приведёт к появлению полезных блогов про университеты и знания».
Итоги дискуссии подвёл Константин Маркелов. Евгений Сжёнов обратил внимание на то, что ректор АГУ и сам активно ведёт социальные сети, в частности свой телеграм-канал. «Чтобы нас услышали, нужно говорить и общаться на тех площадках, где нами интересуются, на том языке, на котором нас хотят слышать, и теми смыслами, которые должны быть», — отметил Константин Маркелов.
Как объединить молодежных лидеров из стран Прикаспия и Азии для реализации общих проектов и с какими проблемами сталкиваются выпускники вузов? Об этом шла речь на стратегической панельной дискуссии «Международные молодежные инициативы в меняющемся мире».
Социально-значимые проекты и инициативы для укрепление дружественных и профессиональных связей молодежных лидеров реализуются сегодня во многих странах. А лидерство, по мнению заместителя руководителя Россотрудничества Павла Шевцова, является еще и вопросом формирования смыслов, подходы к которым нужно выстраивать с учетом особенностей и ценностей различных государств.
«Наша задача – формирование гуманитарного социума между Российской Федерацией и иностранными государствами. В первую очередь мы свою деятельность строим через тех лидеров, которые работают за рубежом. Есть разные подходы, каким образом мы этих лидеров вычленяем, коммуницируем с ними с точки зрения их интересов формирования своей политики и политики в отношении Российской Федерации», - отметил Павел Шевцов.
Россотрудничество - связующее звено в процессе укрепления международного молодежного диалога. Для того, чтобы достичь заявленных целей, реализуется немало проектов. В том числе и по продвижению русского языка среди иностранцев.
Продвижению молодежных инициатив могут способствовать и лидеры общественного мнения. В том числе и в запуске стартапов с нуля. Это одной из направлений деятельности Международного ресурсного центра «Лада», о котором рассказал основатель Всемирной Ассоциации выпускников высших учебных заведений Владимир Четий. Он акцентировал внимание на проблеме трудоустройства выпускников вузов. Возвращаясь на родину с дипломом о высшем образовании, молодые люди зачастую сталкиваются со сложностями в поисках работы. В решении такой проблемы могут помочь, в том числе, ассоциации выпускников и взаимодействие с потенциальными работодателями.
Павел Шевцов: «Главные ожидания от участия в подобного рода форумах – это общение с людьми. В настоящее время на фоне охлаждения отношений с Западной Европой, Северной Америкой у России активно развивается взаимодействие с Юго-Восточной Азией, Африкой, Латинской Америкой. У нас появляются новые совместные проекты. Сейчас открылось окно возможностей по развитию отношений с африканскими странами. Я радуюсь, когда вижу неравнодушные глаза, особенно молодежи, которая часто только ищет свое место в жизни и пытается узнать перспективные направления. Важно интересно и доходчиво рассказать молодым людям, чем ты занимаешься, какую пользу приносишь. Мы в какой-то степени являемся для них поведенческой моделью. Есть определенные вопросы гуманитарной политики, о которых молодежи хотелось бы рассказать».
Всю атмосферу и содержание III Международного научного форума «Каспий-2023: пути устойчивого развития» в одной публикации не передать. Завтра он продолжит свою работу.