У астраханцев все больше выбора, где бы наполнить свою продовольственную корзину. Конкуренция торговых площадей нарастает, многие, правда, пустуют. По подсчетам ритейлеров, рост наметился в сегменте шаговой доступности. Новой тенденции успешно следуют X5 RetailGroup («Пятерочка») и «Магнит».
«Пятерочка» выручает
В 2016 году правительство РФ установило нормативы торговых площадей на тысячу населения. Так, для продовольственных магазинов предусмотрено 202 кв. м на 1 000 человек. Для непродовольственных — 378 кв. м на такое же число жителей. Однако региональные коррективы допустимы. Для магазинов шаговой доступности площадью до 300 кв. м другие параметры. При плотности населения до 5 тысяч человек на квадратный километр должно быть не менее двух таких магазинов. Если жителей более 15 тысяч на квадратный километр — то не менее 8.
Думается, магазины шаговой доступности в Астрахани уже «переплюнули» все нормативы. Напомним, первые магазины сети Х5 RetailGroup формата «у дома» пришли в Астрахань весной 2016 года, и у «Магнита» появился серьезный конкурент в лице «Пятерочки». Теперь они соседствуют повсюду.
И несмотря на некоторые накладки, астраханцы приветствовали появление главных конкурентов сети «Магнит», которая лидировала в этой нише много лет. Те, у кого есть время, могут обойти близко расположенные магазины двух сетей, проанализировать цены и совершать покупки по максимально выгодной цене.
Недовольны, пожалуй, только местные мелкие предприниматели — владельцы небольших магазинов. В частности, известная в Астрахани предпринимательница Эльвира Бахтиярова выразила протест по поводу продвижения сетей в сельскую местность. «Они выжимают мелкие продуктовые магазины отовсюду, где появляются. В Сасыколи пришел «Магнит», и там поднялся чуть ли не бунт… Потому что маленькие магазины, которые там есть, просто сразу умрут. В Бахтемире после открытия «Магнита» продуктовые магазины сельчан стоят с объявлениями о продаже. В Началово «Магниты» стоят друг за другом через остановку, да плюс еще «Покупочка», — сетует бизнесвумен.
Но, наверное, это естественный процесс вымирания мелкого бизнеса, не нашедшего свою нишу. Большинство из них — основные клиенты «Солянки» и «Славянки», накручивающие торговую наценку.
С другой стороны потребители довольны: в федеральных сетях продукция дешевле, больше ассортимент, действует система скидок.
Гуд-бай, «О’КЕЙ» и «Эльдорадо»
Скоро на месте «О’КЕЙ» в ТРЦ «Три кота» открывается «Перекресток» (X5 RetailGroup).«О’КЕЙ» уже «эвакуировался», на очереди ликвидация «Эльдорадо». В магазинах «Эльдорадо» и на сайте компании идет реализация товаров с 50% скидкой. Астраханцы с сожалением отмечают, что перед закрытием в «О’КЕЙ» не было акций по распродаже.
Магазины сети «О’КЕЙ» интегрируются в торговую сеть «Перекресток». ФАС России одобрила сделку о покупке 32 супермаркетов «О’КЕЙ» Х5 RetailGroup. Большинство магазинов находится в Санкт-Петербурге и Москве, остальные — в других регионах, в частности, один и в Астрахани. Еще два «О’КЕЙ» в «Ярмарке» и «Алимпике» пока остаются.
Кстати, это будет уже второе пришествие «Перекрестка» в Астрахань. В 2012 году два супермаркета этой сети открылись в обоих ТЦ «Гранд Ривер» (на проезде Воробьева и на Трусовской стороне на улице Магистральной). Однако через пару лет их вытеснили магазины «Магнит». Инвестиции в рамках франшизы в открытие магазина «Перекресток» составляют не менее 27 млн рублей (паушальный взнос — единовременный платеж за пользование франшизой — 1,5 млн рублей).
В сетях бытовой техники также наметились слияния и поглощения. Владельцы «М.Видео» продали 57,7% компании-группе «Сафмар», которая владеет сетями «Техносила» и «Эльдорадо». Антимонопольная служба потребовала «обеспечить в регионах конкуренцию».
Сейчас в городе три магазина «М.Видео» и два «Эльдорадо» («В Трех котах» и на улице Звездной). По информации компании «Сафмар», «Эльдорадо» и «М.Видео» останутся самостоятельными сетями, закрываются неэффективные точки, где выше арендная ставка и меньше проходимость. Есть вероятность слияния магазинов «Эльдорадо» и «Техносила».
Больше — не лучше
В региональной программе развития торговли в Астраханской области, рассчитанной на 2017-2019 годы, предусмотрен ежегодный рост «обеспеченности населения площадью торговых объектов». Норматив в документе указан как 638 кв. м, сейчас этот показатель уже достигнут. Интересно, что к 2019 году планируется увеличение до 710 кв. м на 1 000 жителей. В общем, конкуренция нарастает. Однако больше — не всегда лучше. По мнению директора департамента торговой недвижимости «KnightFrank» Александра Обуховского, «уровень развития торговой инфраструктуры говорит не сколько о дефиците либо избытке торговых центров в городе, сколько об инвестиционной привлекательности региона, уровне жизни населения и, в том числе, градостроительной политике местных властей». Во многих регионах девелоперы прекратили или замедлили возведение ТЦ из-за насыщения рынка и снижения покупательной способности россиян.
Кстати, не выдержал конкуренцию с крупными ТРЦ астраханский ЦУМ, не имеющий какой-либо концепции развития. На днях за помощью к губернатору обратилась директор ЦУМа Жанна Баташова. По ее словам, старейшее предприятие торговли оказалось в безвыходном положении. Сумма имущественного налога повысилась до неподъемной — 8 млн рублей в год. Дело в том, что с этого года имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости объекта. А она составляет 407 млн рублей. Ранее рыночная стоимость предприятия была всего 85 млн рублей.
Но и без налоговой реформы ЦУМ испытывал финансовые трудности. Половина торговых площадей давно пустует, один за другим ушли якорные арендаторы.
Пока Александр Жилкин поручил региональному правительству провести подробные финансовые расчеты по деятельности центрального универмага.
Кстати
Торговля в экономике Астраханской области — оптовая и розничная — занимает второе место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств в отраслевой структуре валового регионального продукта — 12,3%. В этой отрасли занято около 59 тысяч 500 человек.
AST-NEWS.ru
«Пятерочка» выручает
В 2016 году правительство РФ установило нормативы торговых площадей на тысячу населения. Так, для продовольственных магазинов предусмотрено 202 кв. м на 1 000 человек. Для непродовольственных — 378 кв. м на такое же число жителей. Однако региональные коррективы допустимы. Для магазинов шаговой доступности площадью до 300 кв. м другие параметры. При плотности населения до 5 тысяч человек на квадратный километр должно быть не менее двух таких магазинов. Если жителей более 15 тысяч на квадратный километр — то не менее 8.
Думается, магазины шаговой доступности в Астрахани уже «переплюнули» все нормативы. Напомним, первые магазины сети Х5 RetailGroup формата «у дома» пришли в Астрахань весной 2016 года, и у «Магнита» появился серьезный конкурент в лице «Пятерочки». Теперь они соседствуют повсюду.
И несмотря на некоторые накладки, астраханцы приветствовали появление главных конкурентов сети «Магнит», которая лидировала в этой нише много лет. Те, у кого есть время, могут обойти близко расположенные магазины двух сетей, проанализировать цены и совершать покупки по максимально выгодной цене.
Недовольны, пожалуй, только местные мелкие предприниматели — владельцы небольших магазинов. В частности, известная в Астрахани предпринимательница Эльвира Бахтиярова выразила протест по поводу продвижения сетей в сельскую местность. «Они выжимают мелкие продуктовые магазины отовсюду, где появляются. В Сасыколи пришел «Магнит», и там поднялся чуть ли не бунт… Потому что маленькие магазины, которые там есть, просто сразу умрут. В Бахтемире после открытия «Магнита» продуктовые магазины сельчан стоят с объявлениями о продаже. В Началово «Магниты» стоят друг за другом через остановку, да плюс еще «Покупочка», — сетует бизнесвумен.
Но, наверное, это естественный процесс вымирания мелкого бизнеса, не нашедшего свою нишу. Большинство из них — основные клиенты «Солянки» и «Славянки», накручивающие торговую наценку.
С другой стороны потребители довольны: в федеральных сетях продукция дешевле, больше ассортимент, действует система скидок.
Гуд-бай, «О’КЕЙ» и «Эльдорадо»
Скоро на месте «О’КЕЙ» в ТРЦ «Три кота» открывается «Перекресток» (X5 RetailGroup).«О’КЕЙ» уже «эвакуировался», на очереди ликвидация «Эльдорадо». В магазинах «Эльдорадо» и на сайте компании идет реализация товаров с 50% скидкой. Астраханцы с сожалением отмечают, что перед закрытием в «О’КЕЙ» не было акций по распродаже.
Магазины сети «О’КЕЙ» интегрируются в торговую сеть «Перекресток». ФАС России одобрила сделку о покупке 32 супермаркетов «О’КЕЙ» Х5 RetailGroup. Большинство магазинов находится в Санкт-Петербурге и Москве, остальные — в других регионах, в частности, один и в Астрахани. Еще два «О’КЕЙ» в «Ярмарке» и «Алимпике» пока остаются.
Кстати, это будет уже второе пришествие «Перекрестка» в Астрахань. В 2012 году два супермаркета этой сети открылись в обоих ТЦ «Гранд Ривер» (на проезде Воробьева и на Трусовской стороне на улице Магистральной). Однако через пару лет их вытеснили магазины «Магнит». Инвестиции в рамках франшизы в открытие магазина «Перекресток» составляют не менее 27 млн рублей (паушальный взнос — единовременный платеж за пользование франшизой — 1,5 млн рублей).
В сетях бытовой техники также наметились слияния и поглощения. Владельцы «М.Видео» продали 57,7% компании-группе «Сафмар», которая владеет сетями «Техносила» и «Эльдорадо». Антимонопольная служба потребовала «обеспечить в регионах конкуренцию».
Сейчас в городе три магазина «М.Видео» и два «Эльдорадо» («В Трех котах» и на улице Звездной). По информации компании «Сафмар», «Эльдорадо» и «М.Видео» останутся самостоятельными сетями, закрываются неэффективные точки, где выше арендная ставка и меньше проходимость. Есть вероятность слияния магазинов «Эльдорадо» и «Техносила».
Больше — не лучше
В региональной программе развития торговли в Астраханской области, рассчитанной на 2017-2019 годы, предусмотрен ежегодный рост «обеспеченности населения площадью торговых объектов». Норматив в документе указан как 638 кв. м, сейчас этот показатель уже достигнут. Интересно, что к 2019 году планируется увеличение до 710 кв. м на 1 000 жителей. В общем, конкуренция нарастает. Однако больше — не всегда лучше. По мнению директора департамента торговой недвижимости «KnightFrank» Александра Обуховского, «уровень развития торговой инфраструктуры говорит не сколько о дефиците либо избытке торговых центров в городе, сколько об инвестиционной привлекательности региона, уровне жизни населения и, в том числе, градостроительной политике местных властей». Во многих регионах девелоперы прекратили или замедлили возведение ТЦ из-за насыщения рынка и снижения покупательной способности россиян.
Кстати, не выдержал конкуренцию с крупными ТРЦ астраханский ЦУМ, не имеющий какой-либо концепции развития. На днях за помощью к губернатору обратилась директор ЦУМа Жанна Баташова. По ее словам, старейшее предприятие торговли оказалось в безвыходном положении. Сумма имущественного налога повысилась до неподъемной — 8 млн рублей в год. Дело в том, что с этого года имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости объекта. А она составляет 407 млн рублей. Ранее рыночная стоимость предприятия была всего 85 млн рублей.
Но и без налоговой реформы ЦУМ испытывал финансовые трудности. Половина торговых площадей давно пустует, один за другим ушли якорные арендаторы.
Пока Александр Жилкин поручил региональному правительству провести подробные финансовые расчеты по деятельности центрального универмага.
Кстати
Торговля в экономике Астраханской области — оптовая и розничная — занимает второе место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств в отраслевой структуре валового регионального продукта — 12,3%. В этой отрасли занято около 59 тысяч 500 человек.
Ольга Митрофанова
"Газета Волга"