Федеральный проект "СтопХам" стартовал в Астрахани 22 декабря прошлого года. Именно в этот день был проведен пробный рейд на перекрестке улиц Кирова/ Эспланадная, по итогам которого участников задержала полиция и доставила в УВД. Но через 20 минут отпустила за отсутствием в действиях активистов состава административного правонарушения. Убедившись на своем примере, что ничего незаконного в расклеивании стикеров на лобовые стекла автомобилей нет, Эльшад Бабаев стал набирать активистов для дальнейших рейдов.
Проект "СтопХам" абсолютно независимый и политически обособленный! Действует в рамках закона и справедливости, при поддержке астраханцев и иногда сотрудников ДПС.
«ФАКТ И КОПРОМАТ»: В интернете пользуются особой популярностью видеоролики движения «СтопХам». Было обычно видеть сюжеты с московских дорог. И вот в последние месяцы можно лицезреть работу этого движения в Астрахани. Уже второй ролик подряд демонстрирует, как вас сбивает очередным автомобилем. Расскажите нашим читателям об этих двух случаях. Кто и как нарушил ПДД и какую ответственность понесли виновные? И насколько серьёзно пострадало ваше здоровье?
ЭЛЬШАД БАБАЕВ: Не только вы заметили, что Астрахань зачастила в роликах «СтопХам»! Дело в том, что когда проект впервые стартовал в столице, москвичи реагировали практически также агрессивно, как и теперь астраханцы.
Самые первые рейды в нашем городе были проведены в конце декабря, и все проходило более менее спокойно. Но стоило провести рейд против езды по тротуару на ул. Б.Алексеева, то мы тут же столкнулись с такими наглыми водителями, которые не просто любят ездить по тротуару, но и умышленно давят людей, их даже не останавливает то, что их снимают на видеокамеру.
10 февраля 2012 года первый раз меня сбил на тротуаре черный Ленд Крузер с госномером 99 региона. Водитель данного автомобиля двигался по тротуару, я встал посреди тротуара, не дав ему проехать, после чего водитель посигналил мне и начал ехать на меня. Я уперся руками в капот, чтобы уберечься от удара автомобилем, но джип продолжал ехать, будто меня не замечает. В результате он вытолкнул меня на проезжую часть и уехал. Пострадал я не сильно, на мне была пуховая куртка «Аляска», которая смягчила падение, кроме того я упал на снег. В общем, отделался легким испугом. Тут же ко мне подбежали очевидцы, которые подсказали, куда уехал водитель джипа.
Мы с ребятами проследовал на территорию ТЦ «Автомир», где, как показано на видео stopham.su/videos/index/95, у меня завязался разговор с водителем внедорожника, который всячески отнекивался от своей принадлежности к машине. В результате сотрудниками полиции была проведена проверка по факту умышленного наезда на меня. Так как серьезного вреда здоровью я не получил, и водитель уже позже искренне, неоднократно извинялся за свой поступок, я написал встречное заявление, чтобы никого к ответственности не привлекали. Водителя привлекли только к административной ответственности за езду по тротуару и скрытие с места ДТП.
Второй наезд (stopham.su/videos/index/100) на меня произошел 13 марта 2012 года. Меня сбили как кеглю в боулинге, примерно на скорости 40 км /ч. Мало того, что водитель (Исаков, 1990 г.р.) на своем автомобиле ВАЗ 2107 не только не собирался останавливаться, но еще и нажал на педаль газа, звук мотора слышно на видео. Я понял, что уйти от удара я не успеваю, поэтому сгруппировался и за долю секунды до возможного удара бампером по ногам оказался на капоте автомобиля. Если бы я так не сделал, автомобиль переломал бы мне обе ноги.
В результате наезда я ударился об капот, потом об лобовое стекло, при падении задел правой ногой колесо автомобиля и вылетел на проезжую часть, где на меня чуть не наехала «карета» скорой помощи, остановившись меньше чем за метр от моей головы. Спасибо экипажу скорой помощи, который дежурил 13 марта 2012 г., бортовой номер 49. Они быстро доставили меня в больницу им. Кирова.
В тот день я чудом не попал под колеса автомобиля, отделался ушибами на ногах и руках, а также растяжениями связок. На место незамедлительно приехали сотрудники ДПС Иванов Денис и Шаронов Ринат, которые задержали водителя «семерки» и передали его в УВД. За что от коллектива «СтопХам» и от себя лично выражаю им огромную благодарность.
В настоящее время в отношении водителя «семерки» проводится процессуальная проверка. Хотя уже прошла неделя, а меня даже на судмедэкспертизу не направили. Выводы делайте сами. Я предвидел такое неохотное расследование некоторых сотрудников полиции и самостоятельно прошел судмедэкспертизу. Подожду еще пару дней. И после того как 10-дневный срок процессуальной проверки кончится, пойду сам в полицию и узнаю какое решение ими было принято.
«ФАКТ»: Кто инициатор создания движения «СтопХам» в Астрахани?
БАБАЕВ: Я.
«ФАКТ»: Что подтолкнуло на создание здесь этого движения?
БАБАЕВ: Я сам являюсь водителем и очень часто наблюдаю, как по-хамски ведут себя на дорогах наши астраханцы. Мне не только не приятно, что в моем городе такая низкая культура вождения, но и поражает насколько упрямы и безответственны бывают водители, которые ради того, чтобы не опоздать куда-то, могут рисковать жизнями и здоровьем других людей. А с них берут примеры пешеходы, которым плевать на свою жизнь, и они начинают перебегать дорогу, где им вздумается. В результате страдают сами и обеспечивают неприятностями водителя, который не успел среагировать - затормозить перед пешеходом, выбегающим из-за машины.
Система такой низкой культуры и безответственности очень проста. Например, многие водители, имея в кармане удостоверение сотрудника правоохранительных органов, а также «крутые парни» на дорогих машинах вытворяют порой необъяснимые маневры на дороге, создавая опасную ситуацию для других участников дорожного движения. С таких «недалеких» водителей берут пример простые люди, таксисты, водители маршруток и начинают повторять за ними. В итоге, в случае фиксации нарушения, «правозащитники» и «крутые парни» имеют перед «простыми людьми» преимущество, так как последние не смогут «договориться» с сотрудниками ДПС.
На рейдах «СтопХам» никто не смотрит на социальное положение водителя, марку его автомобиля. Отношение ко всем одинаковое, будь это обычный таксист или прокурор. Правила едины для всех, и исключений мы ни для кого не делаем, в отличие от сотрудников ДПС.
Помимо рейдов «СтопХам», я так же участвую в рейдах с сотрудниками ДПС, и нередко становлюсь свидетелем того, как люди оскорбляют полицейских и даже пытаются спровоцировать драку.
Таким образом, насмотревшись на весь этот беспредел, я понял, что все в наших руках! Наш город – это наш дом, и мы обязаны навести в нем порядок! Не следует ждать, пока кто-то это сделает за нас, никто и ничего без нас не сделает! Мы с ребятами не стали искать для себя отговорки, а просто вышли на улицу.
«ФАКТ»: Какие цели и задачи вы ставите перед собой? Чего добиваетесь?
БАБАЕВ: Цель проекта – минимизация хамства на дорогах. Своими рейдами мы пытаемся донести до каждого эту банальную истину. Ведь как человек ведет себя на дороге, так он ведет себя и в жизни. Многие ждут, что им создадут комфортные условия, построят парковки, например…. Но сами они ничего для этого не делают и живут по принципу - «вспоминаю закон, когда мне выгодно».
Проект «СтопХам» – всего лишь способ понять - является ли человек хамом или нет. Критерии хамства в нашем проекте очень просты: хам не тот, кто, например, поставил свой автомобиль вторым рядом и бросил его, а тот кто стал грубить, оскорблять и лезть в драку, после того как его вежливо попросили убрать машину с неположенного для парковки места.
«ФАКТ»: Как проходит подготовка к каждой акции, как часто они бывают, сколько времени длятся, много ли человек задействовано в мероприятии?
БАБАЕВ: Перед началом каждой акции проводится анализ жалоб астраханцев, поступающих в администрацию нашего проекта посредством интернет-страницы «В контакте». Затем мы с ребятами выезжаем на проблемный участок и после проведенного мною обязательного инструктажа о мерах безопасности начинаем рейд. Рейды (акции) проводятся 3-4 раза в неделю по мере необходимости.
«ФАКТ»: Кто они – участники астраханского движения «СтопХам»? Чем ещё занимаются его активисты?
БАБАЕВ: Это самые обычные люди, такие же как мы с вами, у них есть своя личная жизнь, интересы, хобби. Но все они объединены общей целью – сделать наш город лучше!
«ФАКТ»: Поддерживают ли вас в вашей работе правоохранительные органы?
БАБАЕВ: Конечно, поддерживают. Они заинтересованы в том, чтобы ситуация в нашем городе изменилась в лучшую сторону. На рейдах многие из них с радостью оказывают нам поддержку.
«ФАКТ»: Почти на всех видеороликах, рассказывающих о вашей работе, присутствуют стычки между водителями и вами. Нарушители ПДД нередко достают оружие, биты, размахивают кулаками и угрожают. Как вы справляетесь с проявлением агрессии?
БАБАЕВ: Мы просто делаем свое дело и по мере возможности стараемся уворачиваться от ударов. Каждый из нас прикрывает спину товарища. Мы только обороняемся, никаких активных действий с нашей стороны не предпринимается.
«ФАКТ»: Какие меры безопасности, в целом, вы предпринимаете?
БАБАЕВ: Мы все фиксируем на камеру. В редких случаях вызываем полицию.
«ФАКТ»: Были ли случаи, когда угрозы разобраться с вами от обиженных водителей имели продолжение уже после мероприятий, так сказать в стороне от проезжей части?
БАБАЕВ: Конечно, были. Я уже привык практически на каждом рейде слышать в свой адрес самые разные и немыслимые угрозы физической расправы, так что я просто не обращаю на это внимание. Ведь я не один, со мной мои друзья и единомышленники.
«ФАКТ»: Каким образом желающие поучаствовать в борьбе за порядок на астраханских дорогах могут вступить в движение «СтопХам»? Как с вами связаться?
БАБАЕВ: Нужно всего лишь искреннее желание помочь своему городу. Вступайте в группу «СтопХам – Астрахань» по адресу: vk.com/stopham30. Мои контакты есть в интернете: vk.com/secret_stopham30, а также телефона: 8-917-000-08-52.
«ФАКТ»: Есть ли у вас какие-то предложения и поправки в закон о правилах дорожного движения? Хотели бы вы внести какие-то изменения или дополнения в действующее законодательство?
БАБАЕВ: Самое главное предложение и поправка – это думать не только о себе, но и об окружающих, вести себя так, чтобы не доставлять неудобств и неприятности другим, и тогда не понадобиться увеличивать штрафы и ужесточать меры ответственности.
"Факт и компромат" № 9, 23.03.12.