Сейчас в астраханской земле находят самые разнообразные клады, закопанные сарматами, золотоордынцами и русскими купцами.
Серебро Орды и золото сарматов
Много монет и изделий из драгоценных металлов хранится в фондах Краеведческого музея. Недавно большая их часть на несколько дней стала доступна для обозрения всем посетителям: в рамках проекта «Музейные выходные» три дня работала выставка «Клады земли Астраханской».
Как рассказала «Газете ВОЛГА» завотделом истории музея Елизавета Казакова, выставлено было 10 ранее не экспонировавшихся кладов. Находили их в разные времена и в разных местах. Так, еще в середине прошлого века в селе Селитренное школьники на субботнике сажали деревья — и нашли почти 300 монет времен Золотой Орды. Кстати, именно золотых среди них не было: в Золотой Орде были в ходу серебряные и медные деньги. Ребята сдали клад в музей и получили 250 рублей.
А вот рыбаки, нашедшие сарматское нагрудное украшение пектораль и браслет лет десять назад, вознаграждения пока еще так и не получили: вещи были отправлены в Москву для оценки, где они и пребывают до настоящего времени (наверное, колебание курса рубля сильно затрудняет процесс).
Последний известный клад, по словам Казаковой, нашли археологи, работавшие опять же у Селитренного в 2014-2015 годах. Монет немного, но они особенной, ранее не встречавшейся чеканки. Кстати, археологи с начала систематических раскопок в шестидесятые годы и являются основными «поставщиками» кладов для музея: копают как раз там, где надо. Так, еще в начале шестидесятых музейная экспедиция нашла сарматский клад серебряной посуды: таз, в котором хранились чаши, сделанные в течение нескольких столетий – от II в до н.э до I в.н.э. Нашли посуду в селе Жутово (ныне Волгоградская область), и находка получила название Жутовский сервиз. Сделан он римлянами. Сарматы были кочевниками, сами таких ценностей не производили, а покупали их или получали в качестве оплаты за военные услуги. Иногда заказывали у соседей. Так, золотые изделия из знаменитого клада, найденного в селе Косика в 1984 году — и пектораль вождя, украшенная сценами терзания животных, и бляшки для пояса в виде ежей (у сарматов символизирующие связь с потусторонним миром) произведены в Греции. Кстати, ежики по спецзаказу сарматских властей сделаны полыми внутри: под съемной крышечкой можно было хранить яд, что, разумеется, удобно для регулирования вопросов внутренней и внешней политики.
Лишь для избранных
Завершая тему Селитренного (нынешние дома в котором находятся как раз над местом бывшей столицы Золотой Орды) можно сказать, что там люди находят монеты, практически не выходя со двора, — выкапывая погреба или сажая помидоры. Но это уже опять кому как повезет: есть ведь такие уникумы, которым под ноги просто валятся ценности, а есть и специально ищущие, но не находящие. И стоит, наверное, добавить, что каких-то мрачных историй, в которых хозяева кладов препятствовали бы их обнаружению или вредили бы обнаружителям, неизвестно. Что, однако, не противоречит теории, согласно которой наложенные при захоронении заначки заклятия способствуют ее сохранению. Может и действуют, отгоняют недостойных, пока не являются избранные, судьбой предназначенные.
Клады городские и морские
Самый крупный клад региона, каких в России раз — два и обчелся, был найден четверть века назад в самом центре Астрахани, на Набережной 1 Мая. Рабочий Зайцев рыл траншею, и лопата практически уперлась в глиняный горшок, в котором оказалось 17 тысяч монет-чешуек времен царя Алексея Михайловича и 400 голландских золотых дукатов. Обычно находки называют в честь открывателей, так что в историю клад вошел под именем Зайцева. Но вряд ли слава оказалась существенно подкреплена материальным вознаграждением: времена были переходно-смутными и богатыми на денежные реформы.
Есть и морские клады, обнаруженные на отмелях Каспийского моря. В 1958 году около села Гандурино рыбаки нашли более 200 русских медных монет конца XVIII — начала XIX века. А в 1975 году рыбаки в Лиманском районе обнаружили шведские монеты XVII — XVIII веков Деньги были, похоже, не очень хорошего качества, поскольку оказались сильно покрыты ржавчиной (скорее всего, их и везли-то контрабандно в Персию для переплавки). В музей поступило 60 единиц, наиболее хорошо сохранившихся. Остальные опять же были направлены для переплавки. И встречались потом на черном рынке до девяностых годов.
В экспозиции отлично видно разницу: крупные, увесистые русские пятаки и невзрачная, намного меньших размеров, валюта.
Припрятывали денежки и советские граждане: в конце восьмидесятых годов в селе Сасыколи найдено почти полторы тысячи отечественных монет конца двадцатых годов.
Мечты и планы
Что же касается того, какие монеты хотелось бы найти археологам, то мечта, как говорится, у каждого своя. Хотя если бы удалось в Самосделке найти монеты времен Хазарского каганата, то это было бы очень удачно, поскольку подтвердило бы версию, что в том месте находился не только Саксин, но и более ранний Итиль. Кстати, клад, найденный на предполагаемом месте нахождения бывшей столицы Хазарии, необычен: почти полтонны свинца в слитках. Во времена между существованием каганата и Орды в Саксине расплачивались «черным» золотом.
Размещение кладов в экспозиции — довольно трудоемкое дело: каждую монету помещают в пакетик и выкладывают на определенное место. Но поработали музейщики не зря. В первый день работы выставки были запланированы ночные квесты, которых пришлось провести не четыре, как было запланировано, а шесть. Астраханцы не упустили возможность пройтись по ночному музею с фонариками в поисках сокровищ. Да и в последующие дни поток посетителей не прекращался. По достоинству оценил выставку и артист Василий Лановой, как раз в это время пребывавший в Астрахани.
В музее обещают, что впоследствии обязательно повторят эту экспозицию. А пока каждые выходные всех желающих ждут новые выставки, состоящие из предметов, обычно хранящихся в фондах. Посмотреть очень даже стоит: ведь в постоянном экспонировании обычно можно видеть лишь 10% от более чем 300 000 единиц хранения музея.
Ольга Борисова,
"Газета Волга"







