В минувший уикенд на сцене Астраханского драмтеатра состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита» в постановке режиссёра Сергея Филиппова, которого в наш город пригласил худрук театра заслуженный артист России Александр Огарёв.
В репертуаре театра уже есть спектакль, созданный режиссёром Алексеем Матвеевым по мотивам рассказа Михаила Булгакова «Морфий». Он идёт на малой сцене и пользуется успехом: ранее его возили в Париж.
Обращение к самому популярному и знаковому произведению Михаила Афанасьевича изначально выглядело провокационно. С одной стороны, иметь в репертуаре название не нуждающиеся в представлении – гарантия кассового успеха, с другой – дать известный зрителям материал на должном уровне – задача непростая. Но руководство театра и постановочная команда решили рискнуть.
Сергей Филиппов – выпускник ГИТИСа, ученик Марка Захарова, в прошлом практикующий хирург и пишущий человек. Его профессиональная судьба в некоторых моментах накладывается на биографию Булгакова, в чём усматривается некоторая закономерность, усиливающая взаимосвязь двух авторов.
Роман «Мастер и Маргарита» многоплановый, и, несмотря, на сюжетную зрелищность, сложный в сценическом и кинематографическом воплощении. Режиссёр – он же автор инсценировки, отказавшийся от хронологического пересказа произведения, попытался извлечь мысль «о пользе зла». Филиппов рассказал в интервью AST-NEWS.ru, что тёмные силы в романе вызывают у читателя скорее симпатию, чем гнев. Забавная свита под руководством обаятельного Воланда творит свои непотребства с изящной изощрённостью. Пришельцы из тонкого мира ловят на различные искушения персонажей, олицетворяющих собой, на первый взгляд, исключительно добро. Но не всё так однозначно. За два часа сценического погружения идёт подробный разбор ситуаций, в которых оказались герои романа.
Спектакль начинается со сцены застолья Маргариты и свиты Воланда в нехорошей квартире после бала, когда появляется её возлюбленный Мастер. Герой в исполнении Кирилла Имратова мало похож на романтичного сочинителя рокового романа о Понтии Пилате. Это потерянный человек, равнодушный к своей судьбе, объект страсти уставшей от жизни женщины, у которой было всё, кроме смысла жизни. Воплотив в себе этот смысл, он попадает в ловушку бесконечных искушений и неприятностей, последующих за их тайным романом.
Зритель не видит всепоглощающей любви Мастера и Маргариты. В спектакле страсти – лишь факт, перевернувший жизни двух несчастных, пожелавших заковать своё краткое счастье в вечности. Не зря финальная сцена спектакля с откушенным Маргаритой яблоком принадлежит именно герою Имратова. Вкусившая запретный плод, заключившая союз с искусителем рода человеческого, бросает его толпе. Мастер, поймавший библейский символ потерянного рая, передаёт его в зрительный зал как гарантию сделки с силами зла, противостоять которым нелегко.
То, что Филиппов ученик великого Захарова, непревзойденного мастера гротеска и эстетического эпатажа – неоспоримо. Несколько статичное начало спектакля вскоре приобретает стремительность, когда на сцене появляется группа в серых комбинезонах, обозначенная в программке как артисты варьете. Их пластические и речевые зонги, сопровождающиеся песенками из советских мультфильмов, олицетворяют сюжетные линии романа, протаскивая сквозь игольное ушко постановки условную нить замаскированных в таком приёме смыслов – тайных и явных. Это великолепная находка скрывает за иронией глубокий метафоричный смысл.
Сергей Филиппов определил жанр спектакля, как воландиаду. Что это, становится понятно быстро. Выходящие из зрительного зала актёры – приём не новый, но здесь он срабатывает с высокой степени восторженной неожиданности.
Настоящий кот на сцене – ещё один сюрприз. Зверушка на руках ведьмы Геллы, похожей на Любовь Орлову, искромётно исполненной Александриной Мерецкой – полноценный участник действа. Сразу видно, что кот Самуил рос в творческой обстановке и давно готовился к роли Бегемота.
Астраханская труппа не раз подтверждала свой высокий актёрский потенциал. Но в этом спектакле чувствуется абсолютное растворение в материале и удовольствие, с которым артисты делают своё дело. Их энергия перебрасывается в зрительный зал с той же лёгкостью, как по сцене летает бутафорская голова редактора Берлиоза, по сюжету отрезанная трамваем.
Сценография спектакля, центр которой составляет огромный изумрудного цвета кристалл, построена художником-постановщиком Анной Фёдоровой на контрасте цветов и чёткостью форм. Эффектное освещение и видеоряд вносит нужную дозу инфернальности в меру, без переборов. Музыкальный фон спектакля неожиданно провокационен.
Вне зависимости от зрительской подготовки, премьера вызывала самые разные эмоции – от полного восторга до категорического неприятия. Странно, если бы самобытная трактовка любимого романа Булгакова породила однозначную оценку. Чтобы считать все предлагаемые постановщиками и актёрами смыслы и коды, спектакль нужно пересматривать неоднократно. У этой коробочки, ключик к которой не так просто подобрать, немало сюрпризов. И главное, это честный и смелый спектакль. В нём есть пульсирующий нерв, как свидетельство осмысленной жизнеспособности. Булгаков, чьи произведения с точностью ложатся на современную жизнь, в очередной раз показал свою гениальность. А то, что Михаил Афанасьевич участвовал в постановке астраханской версии «Мастера и Маргарита» – сомнений нет, иначе бы ничего не получилось.
Ближайший показ первого апреля, поторопитесь.
Екатерина Некрасова