Среди проблем Астрахани лидирующие позиции прочно закреплены за дорогами и коммунальной инфраструктурой. Нынешняя ситуация сложилась не за один год, а формировалась десятилетиями. Однако, кажется, забрезжил свет в конце тоннеля. Во всяком случае, такой вывод можно сделать на основании прошедшего недавно круглого стола, организованного федеральным порталом строительной отрасли «СтройМедиа». Модератором выступил известный астраханский журналист Александр Алымов.
Это не первый круглый стол медиапроекта, ранее проводились аналогичные встречи, на которых обсуждались важные для региона вопросы. В минувшую среду участники, депутаты областной и городской думы, общественники и журналисты, обсудили нацпроект «Безопасные качественные дороги» и инфраструктурные кредиты. Об этом рассказал Аstrakhanpost.ru.
Дискуссия по первому вопросу выявила проблемные точки национального проекта и наметила пути их решения. В ближайшие пять лет на это выделят более 13 трлн рублей. Куратором «БКД» в ЮФО является вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин.
«По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ведётся строительство и реконструкция новых мостов и путепроводов, транспортных развязок, магистральных улиц и обходов городов. Такие масштабные объекты помогают развивать экономический потенциал регионов и страны в целом, а самое главное, они качественно меняют жизнь людей в лучшую сторону. В этом году планируется завершить около 200 таких объектов на местной и региональной сети дорог протяжённостью свыше 400 км», – заявлял ранее Марат Шакирзянович.
По словам эксперта тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и члена Общественного совета Минтранса РФ Игоря Сухова, именно благодаря в том числе Хуснуллину удалось реализовать одну из первых задач нацпроекта, а именно привести технические параметры производства дорог к современному мировому уровню, для чего пришлось переработать очень серьезно нормативную базу, ГОСТы, технику.
Уже сейчас можно отметить такой позитивный результат, как снижение ДТП на дорогах, достичь чего удалось, в том числе, благодаря системе фото- и видеофиксации, созданием которой и обслуживанием в рамках концессионного соглашения занимается Ростелеком. По словам директора астраханского филиала компании Сергея Овсянникова, аварий со смертельными исходами в прошлом году стало меньше на 25 %, чем годом ранее.
Эксперты пришли к выводу, что выбор добросовестного подрядчика затрудняют требования 44-го Федерального закона о госзакупках. Чтобы выиграть конкурс, предприниматели занижают стоимость работ. Но бизнесмены, как правило, не будут работать себе в убыток. Отсюда и манипуляции с дорожными этапами. Между тем, заставить недобросовестного контрагента исправить свои недочеты не всегда возможно. Как и взыскать штрафы, поскольку финансовые возможности некоторых подрядных организаций ограничены, а уставной капитал совсем небольшой.
«Когда конкурс объявляется – цена одна. Когда заключается контракт - цена другая. Соответственно, исполняют в рамках той суммы, на которую заявляются. С них потом даже нечего взыскать. Речь идет о правом механизме», - подчеркнул представитель городской общественной палаты Александр Соловьев.
Астраханский журналист и представитель областной Общественной палаты Астраханской области Максим Терский также отметил, что на скорость дорожных работ влияет и затянутость конкурсных процедур. От момента выявления проблемного участка и до выхода на него дорожной бригады проходит не менее месяца. А то и больше. И это при условии, что торги состоятся с первой попытки. Решить эту проблему, по мнению Терского, может создание специализированного муниципального предприятия. Такое, например, существует в Знаменске и благодаря наличию муниципального предприятия не понадобится проводить тендеры на каждую яму в асфальте.
Перейдя ко второму вопросу повестки, участники круглого стола обозначили, что выделенный из бюджета инфраструктурный кредит поможет решить наболевшие астраханские проблемы. Так, 2,7 миллиарда пойдет на ремонт и замену изношенных труб МУП «Астрводоканала». Как пояснил Игорь Седов, инвестиционная работа по коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения не проводилась 30 лет - капитально начали работать только после выделенного инфраструктурного кредита. В настоящее время работа ведется на 53-х участках, в прошлом году был определен подрядчик.
Впрочем, болевых точек в этой сфере много. В осенне-зимний период на территории областного центра происходило до 20 коммунальных аварий в день, но из-за кадрового голода не хватает ремонтных бригад в «Астрводоканале», поскольку зарплаты на предприятии маленькие, а условия работы – сложные.
В завершении встречи Александр Алымов отметил, что диалог получался насыщенным и интересным. «Мы провели круглый стол, чтобы обсудить вопросы БКД и инфраструктурного кредита, выяснить, как их реализация влияет на жизнь астраханцев. Хорошо, что были высказаны разные точки зрения, прозвучали конкретные предложения. «Инфоштаб» продолжит проведение подобных мероприятий. Верю, что благодаря, в том числе, и таким дискуссиям, наш регион станет лучше», - подытожил модератор мероприятия.