В Астрахани открываются промышленные производства нового поколения

Астраханская особая экономическая зона (ОЭЗ) «Лотос» должна стать важным звеном в построении новых евразийских транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток. Об этом сказал гендиректор ОЭЗ Сергей Милушкин по итогам заседания Морской коллегии при правительстве РФ, которое прошло в конце марта в Астрахани. Уже сегодня здесь создается крупный промышленный кластер, который станет центром притяжения инвесторов из целого ряда стратегических отраслей.


Многие знают, что в Средние века через Астрахань проходил Великий шелковый путь. А еще Волга соединяла север и юг Евразии, что, по словам историков, дало колоссальный толчок развитию северных территорий России и Скандинавии. Ученые считают, что именно благодаря астраханскому транспортному узлу стал возможным стремительный экономический подъем в Центральной и Восточной Европе.


Вот и сегодня мир стоит на пороге глобальных изменений. Страны Юго-Восточной Азии стали новым промышленным центром мира, усиливают свое влияние страны БРИКС. При этом западные государства наращивают объем потребления. История повторяется, и Астраханская область только усиливает свое значение на пересечении глобальных торговых маршрутов.


- Было бы непростительной ошибкой не использовать наше географическое положение в новых условиях. Мы намерены построить здесь крупный торговый и логистический центр. Сегодняшняя задача ОЭЗ «Лотос» – создание импортозамещающих производств в некоторых высокотехнологичных отраслях. Это судостроение, производство промышленных кранов, двигателей, а также сфера химии и медицины. Они выбраны не случайно, а с учетом географических особенностей территории, баланса спроса и предложения, прогнозов развития российской и мировой экономики и целого ряда других факторов, – рассказала председатель совета директоров ОЭЗ «Лотос» Наталья Ошикер. – Сейчас здесь размещаются крупные компании, а соседей мы будем подбирать по такому принципу, чтобы резиденты могли в будущем развивать кооперацию.


Недавно ОЭЗ «Лотос», Минпроторг России и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подготовили дорожную карту развития добывающей промышленности отрасли на 2016 год, которая включает в себя развитие судостроения и освоение шельфа. В этом документе предусмотрено формирование на площадке астраханской ОЭЗ судостроительного и офшорного кластера. Что, в свою очередь, потребует локализации производства комплектующих для судов, нефтяных платформ, дноуглубительной техники и кранового оборудования.


Якорным резидентом особой экономической зоны в Астрахани стало АО «Судостроительный завод "Лотос"» (входит в ОСК). На его мощностях планируется построить 36 судов дноуглубительного флота, а в дальнейшем – рыбопромысловые суда. Рассматривается возможность строительства на этих же верфях и речных круизных судов. По нескольким проектам еще ведутся переговоры. Представители компании, управляющей активами ОЭЗ, регулярно встречаются с предпринимателями из Ирана, Азербайджана, Нидерландов, Германии, Японии и целого ряда других и обсуждают возможные варианты сотрудничества.


- Западные партнеры прекрасно понимают, что санкции – это явление временное. Но если сегодня они упустят возможность разместить свое производство на каспийском побережье России на весьма льготных условиях, то потом такого шанса у них не будет. Их опередят более расторопные конкуренты из Азии и других регионов мира. Поэтому они идут на заключение контрактов, даже несмотря на возможное политическое давление со стороны правительства своих стран, - отмечал ранее глава региона Александр Жилкин.


Еще один немаловажный плюс для региона: по закону любая компания, желающая размещаться на территории ОЭЗ (соответственно, пользоваться всеми льготами и преференциями), должна быть зарегистрирована на территории Астраханской области. Это значит, что российские и иностранные холдинги должны будут создавать и регистрировать в регионе свои дочерние структуры, которые станут платить налоги в местные бюджеты.

rg.ru


Справка «РГ»

ОЭЗ «Лотос» сформирована в Наримановском районе Астраханской области на берегу Волги. Ее площадь – 9,8 квадратных километра. Основная часть территории – производственная зона (8,3 километра). «Лотос» обладает уникальной для российских ОЭЗ транспортной инфраструктурой. В одном месте сосредоточены водные пути (река Волга, имеется собственная причальная стенка), железная дорога и федеральная трасса М-6. В 40 минутах езды находится международный аэропорт Астрахань. Резиденты получают полный пакет льгот, предусмотренных для ОЭЗ федеральных законодательством, а также доступ к готовой инженерной инфраструктуре.