В Астрахани появилась пивная туристическая достопримечательность

Эта история берет свое начало с недавнего заседания совета по туризму, прошедшего в Астрахани в декабре 2017 года. Одной из наиболее обсуждаемых тем встречи стало развитие в регионе такого вида туризма, как гастрономический. И неспроста.


Давайте всех угощать

Этот тренд уже не первый год является одним из передовых и быстрорастущих в европейских странах и многих российских регионах: развиваются гастрономические туры, основанные на особенностях национальных кухонь, рассказываются традиции приготовления блюд, показывается процесс приготовления, проводятся дегустации на местах производства. 

В России, например, уже давно проводят экскурсии с включенной дегустацией на винных заводах в Абрау-Дюрсо. Гости не только могут вдоволь побродить по подземным тоннелям с миллионами винных бутылок, но и посмотреть, как рождаются знаменитые вина от выжимки винограда до упаковки и сортировки бутылок. Экскурсантов проводят по цехам, где показывают чаны, конвейеры, всеразличные винодельческие агрегаты.

Здесь как раз и можно проследить главную фишку гастрономического туризма - не просто дать возможность туристам попробовать местную кухню или традиционные напитки, но и продемонстрировать как это делается: побывать на производстве и своими глазами увидеть процесс создания того или иного продукта. 

Тем не менее - это все еще довольно редкое явление для России. Но, тренд задан и Астрахань уже на его волне. И вот почему: наши местные заводы в последнее время успели заинтересовать привередливую туристическую публику из других регионов страны. 

 

Аптекарь, который пивовар

Действительно, интересно, что одним из мест, заинтересовавших федеральных экспертов, стал пивной завод Gellert. В Астрахани в последние два года намечается позитивная тенденция открывать локальные производства. Мы уже рассказывали о том, как журналистский десант побывал на астраханской сыроварне, но пивоваренный завод – это что-то новенькое. И поэтому мы, абсолютно не раздумывая, всей редакцией отправились посмотреть, что же он собой представляет и действительно ли там есть что показывать иногородним и иностранным туристам.

Примечательно, что завод Gellert находится совсем недалеко от центра города. Ехали мы на автомобиле не более 20 минут. Можно сказать, мы были первыми туристами, которым было предложено провести гастроэкскурсию по всему производству.

По прибытии на место встретил нас директор завода Gellert – Сергей Стемасов.

«Наш завод, вся продукция и открытые заведения носят имя Gellert в честь нашего земляка, астраханца Максима Егоровича Геллерта.

Этот человек был одним из известнейших предпринимателей середины 19 века на юге Российской Империи. Именно он создал крупнейший в дореволюционной России пивоваренный завод на Нижней Волге в 1850 году. Говоря современным языком, успешная затея быстро разлетелась по соседним губерниям и вскоре пивное дело, начатое Геллертом, успело так разрастись, что захватило многие соседние города: Саратов, Самару, Камышин, Баку…

Конечно, с приходом советской власти предприятие было национализировано и у него началась уже совсем другая история. Имя предпринимателя новатора было забыто на многие десятилетия. Но как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. В постсоветской России началось возрождение традиций пивоварения, заложенных Геллертом. Сначала в Самаре, потом спускаясь по Волге, добралось и до Астрахани – места, откуда и началась история торговой марки Gellert».


С фактами не поспоришь, об аптекаре-пивоваре Геллерте действительно ходили легенды. И как здорово, что сегодня у них появилось продолжение. Но рассказы - это то, чему в гастрономической экскурсии отдается минимум времени. Главное - показать как готовится региональный продукт. Поэтому после вступительной части директор повел нас в самое пекло - в цеха, где кипит работа.

 

Сначала берем солод...

Когда попадаешь на производство, возникает ощущение, что тебе приоткрывается какое-то таинство. Одно дело читать как все устроено, совсем другое - видеть своими глазами, как рождается продукт.

Итак, первым на заводе Gellert мы посетили цех, где перемалывают солод. Сюда приносят огромные мешки финского солода. Он бывает ячменный, пшеничный, карамельный и жженый. Далее, зерна загружают в дробильную машину, откуда он по шнеку отправляется в следующий цех.

  

Во втором зале уже располагаются огромные чаны, в которых и происходит процесс варки. В них перемолотый солод смешивается с нагретой до определённой температуры глубокоочищенной водой. После того как смесь из солода и воды достаточно прогреется, перемешается и отфильтруется, в нее добавляют хмель. И вот можно сказать, наступает момент перерождения старинных пенных традиций. Все тут строго по рецептуре. Процесс может быть как полностью ручным, так и автоматизированным. Оборудование завода, произведенное в Чехии, позволяет делать четким оба.

После завершения варки, полученное сусло отправляют в специальные танки и там оно уже дображивает в течение 21 дня. Далее напиток разливают в кеги и бутылки, клеят этикетки и отправляют продукцию на продажу. Сегодня на заводе увеличивают мощности (к туристскому сезону, наверное, готовятся).

Кстати, в Gellert решили понастальгировать и прикатили в Астрахань настоящий пивовоз. Уверены, фото с таким экспонатом станет отличным развлечением.

Интересно, что экскурсию по заводу нам проводил сам руководитель, который знает до мелочей все тонкости производства своего продукта. Всех фишек и секретов раскрывать не будем, а то главная интрига пропадет. Скажем лишь, что рассказами и походами по цехам такая гастрономическая прогулка не ограничивается. Все правила подобных туров на заводе соблюдают, причем с расчётом на разные группы.

В общем, в обычный зимний день наша редакция поучаствовала себя самыми настоящими гастрономическими туристами. Мы прошли весь маршрут, позадавали вопросы, попробовали на вкус хмель. И теперь с уверенностью можем сказать туристы от Астрахани точно захмелеют. Так что теперь можно спокойно запускать гастротур в широкие массы.