Существованию астраханских предпринимателей стали угрожать клиенты, злоупотребляющие законами РФ, и суды, которые необдуманно встают на их сторону. Астраханцы вынуждены закрывать бизнес.
Понятию «Потребительский экстремизм» в России 30 лет. Покупатель намеренно портит товар, затягивает сроки или выискивает мелкие недостатки, чтобы взыскать с предпринимателя неустойку, компенсацию и моральный ущерб.
Благодаря областному суду ликвидирован мебельный магазин
История бывшего владельца магазина кухонной мебели в Астрахани Олега Булатова началась в 2012 году. Он продал кухонный гарнитур гражданке М. Один из шкафов оказался слегка потертым. Продавец признал, что это брак производителя, заменил его. Был подписан акт. Претензий у покупателя не осталось. Но спустя семь месяцев она вновь обратилась в магазин с претензией, пространно заявив, что с мебелью проблемы. Затем перестала отвечать на телефонные звонки, сообщения игнорировала.
После этого предпринимателя вызвали в суд. Оказалось, что женщина подала иск, что мебель плохого качества и потребовала ее заменить.
Советский районный суд отказал истцу, так как она не пустила экспертов домой, чтобы проверить качество мебели.
Она обжаловала решение райсуд в областном суде. При этом, изменила исковые требования. И стала настаивать на предъявлении предпринимателем в суде акта приема-передачи мебели. «Если не покажете, то и кухни у меня нет», - заявила астраханка.
«У нас этот документ через три года после продажи был уничтожен. Как положено, была собрана группа, проведена опись документов, мы все это предоставили в суд. Акт приема-передачи не влияет на долгосрочную финансовую отчетность, его не нужно хранить много лет. Но суд счел, что этот аргумент имеет место быть и теперь получается, что кухня, которая больше трех лет стоит в доме в переулке Островского – не существует», - сказал бывший владелец магазина Олег Булатов.
Суд взыскал с предпринимателя неустойку за якобы отсутствующую мебель – почти 200 тысяч рублей. А еще и штраф, что мебель плохая – 100 тысяч рублей. И моральный ущерб - 10 тысяч. Сумма оказалась неподъемной для Булатова, и он закрыл свой бизнес.
«Полжизни я работал без проблем и нареканий, но сейчас понимаю, что один такой иск может закрыть целое предприятие», - сказал Олег Булатов
Облсуд и покупатель добились закрытия мебельного салона
Бывший предприниматель Андрей Колтунов тоже закрыл свой бизнес после знакомства с гражданкой М., которой продал диван.
После его покупки она разглядела на его задней панели, которая прислоняется к стене, маленькую царапину. Владелец мебельного слона забрал диван и пригласил клиентку посмотреть другой, но точно такой же диван. Но и тот ей не понравился.
Колтунов предложил ей забрать деньги, но она отказалась, сказав, что будет ждать доставку другого дивана, такого же. Этого сделать было невозможно, так как фабрика перестала работать с тканью, которой был обтянут диван. Даже официально письмо с предприятия было ей показано. Но покупатель уперлась: требовала диван, от денег отказывалась. А потом подала в суд.
За не предоставление ей товара надлежащего качества в установленные сроки областной суд решил взыскать с предпринимателя деньги за диван в двойном размере и неустойку - 15 тысяч рублей. И снова облсуд, когда в райсуде «экстремист-потребитель» проиграла.
«После этого я не захотел продолжать работать. И решил закрыть салон», - сказал Колтунов.
Чёрная вдова
Астраханский предприниматель, занимавшийся продажей памятников на могилы, тоже столкнулся с подобной историей.
Две женщины заказали стелу. Внесли предоплату - 25 тысяч рублей. Когда товар пришёл, им не понравился цвет. Оплаченная стела была отложена, заказана друга. И снова мимо. История повторилась в третий и четвертый раз. Всегда их не устраивал то цвет, то форма, что-то ещё. Последний памятник предпринимателем был уже взят в Астрахани под реализацию, чтобы хоть как-то сократить расходы.
«Когда мы поняли, что их не интересует камень, - вспоминает предприниматель, - было поздно. Мы шли навстречу покупателю, при каждом перезаказе не подписывали дополнительных соглашений о переносе даты. Но суд нам наглядно показал последствия: больше 100 тысяч неустойка за «затягивание сроков», хотя товар был предоставлен вовремя и в идеальном состоянии».
Более того, женщины подали новый иск - на пересмотр суммы, хотят 200 тысяч рублей.
На эту же парочку, убитых горем женщин, напоролись ещё двое коллег предпринимателя по ритуальным услугам. Но у них судебные процессы только начинаются.
Почти каждый астраханский судья знаком с истцами, которые регулярно пытаются срубить денег с предпринимателей. Но мер почему-то не принимают. Из открытых данных районных и областного судов видно, что за последние шесть месяцев на счету гражданки М. шесть судебных процессов!
Не пора ли её привлечь за мошенничество?
Потребительские иски – убийство малого бизнеса
За последние три года количество исков удвоилось. Закон хорошо защищает права покупателей, а до предпринимателей никому нет дела. Под ударом мошенников: страховые компании, производители и продавцы мебели, дверей, бытовой техники и рынок ритуальных услуг.
Таким людям воздастся другим высшим судом