В ближайший уикенд в Астраханском государственном театре оперы и балета представят премьеру оперы композитора Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке».
Автор музыки также выступает создателем либретто спектакля, в основу которого лёг рассказ Фёдора Михайловича Достоевского «Мальчик с ручкой». Партитура ждала своего часа 14 лет. Сейчас, в юбилейный год писателя, её презентация широкой аудитории имеет особенный смысл и значение.
Постановка оперы проходит при поддержке грантов Президентского фонда культурных инициатив и Российского фонда культуры. «Мальчик у Христа на ёлке» станет третьей совместной постановкой АГТОиБ и проекта «Арт-про-движение» под руководством Валерия Воронина с участием молодых постановщиков – выпускников ГИТИСа.
В предыдущие годы в Астраханском театре оперы и балета проходили мировые премьеры балетов, созданные Константином Уральским – «Андрей Рублёв» (2016), «Пиаф. Я не жалею ни о чём» (2015), «Приключения Винни-Пуха» (2019). Автором музыки для двух последних названий был Сергей Дягилев. Кроме вышеперечисленных спектаклей, в репертуаре театра есть комедия-водевиль «Беда от нежного сердца», чью музыкальную основу создал тот же композитор.
Нынешняя премьера оперы-мистерии обещает открыть новую страницу в истории театра оперы и балета, ведь подача современной музыки и её адаптация для широкого круга слушателей требует особого мастерства.
По словам художественного руководителя и главного дирижёра АГТОиБ Валерия Воронина, возглавляемый им коллектив стремится продолжать славные традиции, заложенные при его основании, где наряду с классическим и кассовым репертуаром появляются новые названия, представляющие произведения современной композиторской школы:
«Любому театру сейчас проще ставить всем известные названия, которые будут хорошо покупаться. Но, уверен, что театр это не место исключительно для развлечений, ведь каждый серьёзный спектакль, прежде всего – интеллектуальный продукт.
Несмотря на то, что все мы переживаем непростые времена, и нам не хочется отягощать зрителя тяжёлыми вещами, подобные философские произведения необходимы. Для нас предстоящая премьера – экзамен: мы понимаем, что не каждый может принять новую постановку. Мне эта музыка не кажется авангардной и сложной для восприятия: во время репетиционного процесса находил в ней черты классической оперы.
Я всегда являлся сторонником того, чтобы репертуар нашего театра не состоял исключительно из популярных названий. В своё время мы рискнули поставить редко исполняемую в России оперу «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, отличающуюся от привычных оперных стандартов. Наша версия оперы «Борис Годунов» Мусоргского представлена в античной концепции. Мы также сделали интересный балетный спектакль «Вальс белых орхидей» на музыку представителя европейского авангарда XX века Мориса Равеля.
Наш театр всегда старался идти по пути разностороннего репертуара, не зацикливаясь исключительно на афишных названиях, важных с точки зрения финансов. Мы хотим познакомить астраханцев с современными музыкальными, режиссёрскими и прочими тенденциями, чтобы они не были заложниками только одного направления».