В Астрахани у долгов по коммуналке есть срок давности
Астраханским льготникам не нужно ходить за справками о задолженности — поставщики коммунальных услуг сами передают данные в органы соцзащиты. Но многим приходится идти в абонентские пункты, поскольку «всплывают» долги.

Дань за 12 лет?

«Нам пришла квитанция с долгом в 2,5 тысячи за электроэнергию, — рассказывает Галина Попова. – Поехала в Расчетный центр с квитанциями за 2016 и 2017 годы. Приехала туда в полтретьего, еле успела попасть в заветное окошко за 15 минут до закрытия. Сказали: здесь все в порядке, а надо принести одну квитанцию за 2013 год и одну — за 2015-й. Пришлось ездить туда еще раз. Девушка-оператор взяла у меня квитанции без очереди, но с раздражением сказала, что если мне нужно справку, то надо снова занимать очередь».

Галине Поповой справка без надобности и повторно стоять в очереди она не стала. Но, по ее словам, операционный зал полон людей, которым нужна именно эта справка об отсутствии задолженности — для получения субсидии на оплату услуг ЖКХ или мер соцподдержки.

Разрядить обстановку

Как мы уже писали, недавно подписано соглашение между министерством социального развития и труда Астраханской области и компаниями-поставщиками коммунальных услуг. По этому соглашению органы соцзащиты, куда обращаются льготники с заявлением на меры соцподдержки, сами запрашивают у поставщиков услуг данные о наличии либо отсутствии долгов. Данные будут передаваться ими по электронным каналам.

«Если окажется, что задолженности нет, то льготнику не надо будет приходить к нам, достаточно визита в органы соцзащиты, — пояснил нам директор ООО «Астраханский расчетный центр» (является агентом Астраханской энергосбытовой компании и принимает платежи за электроэнергию у жителей Астрахани) Евгений Солтовский. – Если же долг выявится, человеку придется посетить наш центр. Тем не менее я надеюсь, что это сгладит возникшее напряжение».

Кто и как ошибается

По его словам, предварительный анализ по спискам льготников показал: должников среди них около 30%. «Даже если человек платит исправно и уверен, что задолженности нет, она может быть, и вызвана она бывает различными ошибками при самостоятельном заполнении потребителем квитанции», — поясняет Евгений Солтовский.

В ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» нас заверили, что ошибки программы — причина менее чем 4% случаев образования долгов. Основные причины — оплата на другой лицевой счет (например, человек по ошибке взял квитанцию соседа и не проверил указанный адрес или неправильно указал свой лицевой счет), ошибки при передаче показаний счетчика, отсутствие в базе данных по установке нового прибора учета, незакрытие лицевых счетов, например, при сносе дома и получении жильцами новой квартиры и тому подобное.

Когда «сгорает» долг

За какой период у должника могут попросить квитанции об оплате? Многие астраханцы уверены, что долги «сгорают» через три года и спрашивать квитанции за пределами этого срока у них не имеют права. Специалисты поясняют: это не совсем так. «Сгорает» срок исковой давности. То есть взыскать старые долги через суд уже нельзя, но списывать долг или нет — решает сама компания-поставщик.

Однако, как пояснили нам в региональном министерстве строительства и ЖКХ, соглашение по льготникам предполагает, что при выдаче справки для получателей мер соцподдержки будет учитываться наличие или отсутствие задолженности за последние три года.

В «Астраханском расчетном центре» нам подтвердили эту информацию. «Если при выверке выяснится, что задолженность находится за пределами срока исковой давности (трех лет), то справку, необходимую гражданину для получения мер соцподержки, мы выдаем, — заверил Евгений Солтовский. — То есть квитанцию за 2010, к примеру, год для получения такой справки спрашивать не будут».

Вера Волкова, "Газета Волга"