Не так давно в Астраханской области вновь подняли больной вопрос о кардинальной смене работы механизма паромных переправ и обслуживающих их предприятий.

Вернуться к этой проблеме заставил трагический случай: в Икрянинском районе член паромного экипажа покончил жизнь самоубийством по причине того, что предприятие, на которое он работал, задолжало колоссальные средства по заработной плате. А его коллеги в связи с задолженностями и от безысходства грозились начать забастовку и прекратить паромное сообщение с отдаленными селами Астраханской области. То ли паромщиков удалось заткнуть, то ли зарплату по копеечкам стали выплачивать, но ситуация с реконструкцией паромных переправ и вообще системой функционирования содержащих их предприятий в регионе не решена, хотя раздавались после трагедии большие обещания.

Средний срок службы паромных буксиров, которые работают на водных артериях Астраханской области, 58 лет. «Трудовой стаж» несамоходных паромов тоже вызывает почтение: два десятка лет. Географические особенности территории Астраханской области таковы, что многие населенные пункты расположены в окружении многочисленных рек и речушек. Транспортное сообщение между ними осуществляется при помощи паромных переправ. До некоторых сел вообще добраться можно только речным путем.

Между тем состояние паромных переправ неудовлетворительное и с каждым годом проблема только усугубляется. Средний срок паромных буксиров приближается к 60 годам, а несамоходных паромов – два десятка лет.

Последний раз паромное обновление в области было в 2000 году. Тогда на вахту заступили всего три несамоходных парома. Между тем все астраханские паромы нуждаются в ремонте. За эти годы удалось отремонтировать лишь 18 из 33. И дальнейшие перспективы удручающие. Что из этого следует, хорошо знают те, кто трудится на переправах: работа на износ, нервотрепка и невозможность обеспечить надежное функционирование переправ. Знают и те, кто пользуются переправами – проблемы с переправой, потеря времени на объездной путь.

Особенно серьезная ситуация сложилась в Икрянинском районе. Здесь в плачевном состоянии все шесть переправ. Особую тревогу вызывают три из них – Маячная, Трудфронт и Главный Банк. Эти переправы расположены на реке, по которой проходят судоходные пути. В период зимней навигации ледоколы, сопровождающие караваны судов, заваливают битым льдом майны, по которым работают паромы. Таких караванов за навигацию может быть до 30. Чтобы расчистить путь для парома, необходимо нанимать ледокол. А это – дополнительные средства из областного бюджета.

Пробоины в судне, которое эксплуатируется на Житненской переправе, заделаны деревянными чопами. И трудится оно с послевоенного 1946 года. На нем живого места нет. На чем держится? На энтузиазме, на рабочей смекалке, на авось. Не удивительно, что на протяжении нескольких месяцев эта паромная переправа не работает.

К чему это приводит? В селе Житном нет своей больницы. Раньше люди могли обратиться в Мумринскую больницу – через паром всего около 6 километров. А теперь «скорая помощь» вынуждена везти больного в районный центр – в Икряное. А это уже 40 километров. В селе Седлистое нет своей хлебопекарни, хлеб доставлялся из Житного. Теперь сельчане столкнулись с перебоями по обеспечению хлебом. А в Староволжском доме-интернате работают не только местные жители, но и сельчане из Товарного, Седлистого, Мумры. Добираться на работу им приходится на лодке. А что уж говорить о селе Трудфронт, которое расположено на острове! Жизнедеятельность островитян полностью зависит от работы парома. Вот только несколько примеров от остановки всего одной переправы. А что будет, если встанут все паромы?

- Ситуация с паромным обеспечением не раз обсуждалась в Думе Астраханской области, на заседаниях комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи. Приглашались представители региональных правительства и министерства строительного и дорожного хозяйства, ряда других структур. С их стороны звучали самые разные объяснения чрезвычайной обстановки в паромном хозяйстве области, назывались суммы бюджетных вливаний, которые могут оздоровить ситуацию. Однако детального, финансово обоснованного плана преодоления застарелого, системного кризиса представлено не было, - говорит первый заместитель председателя Думы Астраханской области Яков Винокуров.

Паромы – это продолжение дороги. Они в собственности министерства строительного и дорожного хозяйства области. И именно эта структура обязана обеспечить их надежную работу. Однако в региональном бюджете на текущий год запланированы средства лишь на содержание паромов. А на ремонт денег нет. На такие цели необходимо 42 миллиона рублей. Кроме того, существует и проблема с паромными буксирами, которые также нуждаются в ремонте. Но они уже являются подвижным составом, а не продолжением дороги. И владеют ими подрядные организации. Одна из них – государственное предприятие «Астраханьавтодорремстрой». На последнем заседании комитета исполняющие обязанности генерального директора госпредприятия Сергей Богучаров прямо заявил: «Мы не можем содержать паромные переправы. Предприятие – банкрот. Решается вопрос о введении внешнего управления».

Совместными усилиями депутатского корпуса и областного правительства год назад на 1 миллион рублей был увеличен уставной капитала «Астраханьавтодорремстрой». Недавно было принято решение об увеличении уставного капитала предприятия еще на 15 миллионов рублей для проведения ремонтных работ буксирного флота государственных паромных переправ в Икрянинском районе. Казалась бы – проблема решается. Однако гарантии того, что выделенные бюджетные средства пойдут именно на ремонт – нет. Юридически управляющий вправе распорядиться этими деньгами и по-другому, например, на погашение задолженности по налогам, оплату долгов предприятия.

Муниципалитеты сами справиться с проблемой не могут. Для них содержание паромных переправ убыточно. Желающие взять переправы в собственность, наладить их четкую работу, среди предпринимателей есть. Но реализовать эти намерения мешают разного рода административные и правовые барьеры. А страдают в итоге люди.

- Комитет рекомендовал областному правительству проинформировать Думу о мерах, принимаемых по обеспечению надлежащей работы паромных переправ, - говорит Яков Винокуров. - Нам ответили – что рассматривается вопрос о выделении бюджетных средств на проведение плановых ремонтных работ буксирного флота и несамоходных паромов. Сколько он будет в стадии рассмотрения – не известно. К тому же ремонт – это не выход из кризисной ситуации, а полумера. Для надежной работы этого недостаточно. Надо обновлять буксиры и несамоходные паромы, а кое-где и заменить на наплавные мосты. Это дорого. Но решать этот вопрос необходимо. Ведь паромные переправы – важный элемент единой транспортной сети Астраханской области. Спасем паромные переправы – обеспечим нормальную жизнедеятельность астраханцев, проживающих в сельской местности.

ИА "Волга-Каспий"