Интервью с начальником пограничного управления ФСБ России по Астраханской области и Республике Калмыкия В. Бирюковым.

В текущем году пограничная служба ФСБ России отмечает 95-летие со дня своего создания и 120 лет со дня образования отдельного корпуса пограничной стражи.

В зону ответственности пограничного управления по Астраханской области и Калмыкии входят сухопутные и морские участки государственной границы. Сотрудники управления ведут борьбу с браконьерами на Каспии, контрабандой и наркотрафиком на железнодорожном транспорте, морских и воздушных судах. Только с начала 2013 года сотрудники погрануправления задержали две особо крупные партии наркотиков из Таджикистана. О последнем задержании партии героина весом в 80 кг СМИ сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Для выполнения задач и обеспечения комфортной работы сотрудников управление ведет строительство служебного жилья, развивает техническую базу. В интервью агентству "Интерфакс-Юг" начальник пограничного управления ФСБ России по Астраханской области и Республике Калмыкия Вячеслав Бирюков сообщил, что результаты проведенных тестов показывают - пограничники чувствуют себя на службе комфортно.

- Вячеслав Васильевич, начну с самых громких эпизодов в работе пограничного управления. С начала года сотрудники погрануправления по Астраханской области и Калмыкии дважды пресекли контрабанду героина на территорию России. Это самые крупные партии наркотиков, изъятые с момента формирования государственной границы на территории Астраханской области?

- Не совсем так. В феврале наши сотрудники задержали в поезде Куляб-Москва 27 килограммов героина, а затем в мае еще 80 килограммов в поезде Душанбе-Москва. 80 кг героина - эта самая крупная партия героина, изъятая с момента создания пункта пограничного досмотра и пропуска Аксарайский в Красноярском районе области. И самая крупная со времени создания пограничной службы партия героина, задержанная в поезде. Мы посчитали по средним ценам ее стоимость, получилась впечатляющая сумма - более 300 млн рублей. Но, чем дальше наркотик уходит от границы, тем выше его цена. В Сибири эта партия стоила бы под миллиард.

Журналисты заостряют внимание на стоимости, ущербе, весе контрабанды. Мы, в первую очередь, оцениваем результат не суммами ущерба, а спасенными жизнями. В задержанной партии было 800 тысяч доз. Вы представляете, сколько людей, молодых людей, могли употребить этот яд? Человек, которые перевозил наркотик, сломал себе жизнь — ему грозит около двадцати лет заключения. Стоило рисковать и пускать собственную жизнь под откос? Думаю, что нет.

Если говорить о самой большой партии героина, изъятого нашими сотрудниками со времени формирования в регионе государственной границы, то это было в 1999 году. Задержание провели в пункте пропуска в морском порту Оля. При оформлении прибывшего из Туркменистана морского парома "Кристина" в топливном баке изъяты 210 кг героина. Руководство пограничной службы поощрило тогда сотрудников управления.

- Вячеслав Васильевич, как часто сотрудники иностранных железных дорог оказываются причастными к контрабанде наркотиков?

- Как правило, они и являются перевозчиками запрещенных веществ, контрабанды. Чаще всего перевозят в межпотолочном пространстве, в баках для воды, в печах, рундуках, холодильниках. Опять же вернусь к последнему случаю с задержанием 80 кг героина. Проводник вагона дал признательные показания о том, что именно он перевозил наркотик. Второй проводник, сначала признавшийся в контрабанде, дал отказные показания. Но работа идет, посмотрим, какое решение в отношении него вынесет суд.

- Все чаще границу пересекают граждане иностранных государств с паспортами на языке фарси, об этом упоминал вице-премьер Дмитрий Рогозин во время визита в Астраханскую область. У вас есть достаточно специалистов, владеющих фарси? Как проверяете подлинность и содержание документов?

- Численность сил и средств, сами знаете, не всегда принято называть. Могу сказать, что специалистов достаточно для того, чтобы обеспечить считывание информации с паспортов. Кроме того, есть считывающие устройства, которые позволяют установить подлинность документа.

- Заметил, что сотрудники работают при досмотре поездов в медицинских перчатках. Это как-то связано с оперативной работой или с санитарной обстановкой, о которой говорил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, осмотрев поезд Таджикских железных дорог?

- Санитарное состояние поездов вынуждает экипироваться таким образом. Для того, чтобы избежать заболевания, сотрудники используют перчатки, маски, проходят вакцинацию. Вы же видите сами, в каком состоянии поезда, отпечатки пальцев тут не причем.

- Если на непосредственной границе с Казахстаном будет открыт пограничный пункт, о чем говорилось во время визита Дмитрия Рогозина в Астраханскую область, то как это реально поможет в борьбе с наркотрафиком через регион?

- Дмитрий Рогозин дал поручения соответствующим ведомствам подготовить предложения. Мое мнение как начальника пограничного управления, если такое решение будет принято, то эффективность пункта будет высокая. Чтобы контролировать сорокакилометровый участок от линии границы до пункта Аксарайский, нам приходится высылать оперативные группы. Ведь нарушители могут вести наркотики, оружие и выбрасывать их на железнодорожных путях. С созданием пункта непосредственно на границе мы исключаем возможность контрабанды и сброса запрещенных предметов. Конечно, это будет большое подспорье.

- Борьба с браконьерами – особая задача пограничников. Сколько с начала года было изъято рыбы, в том числе осетровых пород? Сколько рыб отпустили в естественную среду обитания?

- С начала года сотрудниками погрануправления по Астраханской области и Калмыкии изъято у браконьеров 19 плавсредств и 26 руль-моторов. Во время проводящегося траления из воды вытащили более 14 км сетей. Размер предотвращенного ущерба - более 3 млн рублей. Из незаконного оборота изъято 300 кг рыб осетровых пород, более 500 кг частиковых рыб. В воду выпущено более 350 осетровых рыб. Вместе с нами в рейды выходят сотрудники полиции, инспекторы ВКТУ Росрыболовства.

В основном, основная масса подобных нарушителей из Дагестана. При опросах они рассказывают, что с кем-то договариваются, их не замечают и браконьеры выходят в море. А здесь их ждут наши сотрудники. Во время последнего задержания нарушитель при преследовании упал в воду, попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Правда, боясь уголовного преследования, он сбежал из Лиманской больницы. Люди осознают, что рискуют, но их это не останавливает. Астраханцев, как мне кажется, все-таки останавливает возможность наказания. За последние годы различными правоохранительными структурами в области браконьерами был нанесен такой ущерб, что местные жители не очень то стремятся нарушать закон и зарабатывать браконьерским промыслом - велика вероятность, что конфискуют лодку, моторы, в конце концов, не каждый захочет провести несколько лет в тюрьме. Хотя лично я считаю, что людей нужно занять, нужно развивать промышленность, тогда большинство не пойдет на незаконный промысел.

- Вячеслав Васильевич, Вы как-то сказали, что считаете применение оружие недопустимым. Как часто приходится его применять?

- К счастью, нечасто. Оружие применяется, когда есть угроза жизни сотрудников или населения. Не так давно был случай, когда браконьеры пошли на таран катера береговой охраны. Катер уходил от столкновения, но когда он получил пробоину, старший наряда сделал несколько предупредительных выстрелов вверх. Огонь охладил горячие головы нарушителей. Они сдались, задержаны и против них возбуждены уголовные дела.

- Помогает ли пограничникам в оперативной работе местное население?

- Государственную границу охраняет весь народ. У нас в Астраханской области создано около 40 добровольных народных дружин и около 300 человек в них входит. Эти люди - реальные помощники. В прошлом году от населения было получено около 30 сообщений, которые помогли задержать около 30 нарушителей границ. Мы ежегодно проводим слеты народных дружин, поощряем их. Сейчас инициируем совместную охрану границы с казаками, нельзя не учитывать этот потенциал. Кроме того, у нас в населенных пунктах есть уполномоченные - сотрудники, которые на гласной основе ведут разъяснительную и профилактическую работу среди населения. Собираем сходы, разъясняем изменения в законодательстве, через авторитетных жителей влияем на молодежь.

- Как хорошо налажено взаимодействие с пограничным ведомством соседнего Казахстана?

- С коллегами из Казахстана постоянно обмениваемся информацией в течение суток, получаем данные о нарушителях границы. Хотя с ликвидацией пунктов пропуска на границе в рамках создания таможенного союза работы прибавилось, ответственности стало больше. Раньше на границе были выставлены наряды, мы досматривали с таможенниками грузы, сейчас работаем по оперативной информации и если сработало техническое средство охраны.

- Вячеслав Васильевич, судовладельцы зимой жаловались на сложности с пропуском судов во время ледокольной проводки, а также сроки пропуска судов и платформ через госграницу…

- Сначала о судоремонте. Буду говорить официальным языком: в соответствии с системой оформления досмотра устанавливаются следующие нормы по времени осуществления государственного контроля судов: для судов массой до 3 тысяч тонн — до 1,5 часов, от 3 до 5 тысяч тонн — до 2,5 часов, от 5 до 15 тысяч тонн — до 3 часов. Оформление наливных судов массой до 3 тысяч тонн — до 1 часа, от 3 до 15 тысяч тонн — до 1,5 часов. Для рыболовецких, научных судов и спецсудов — до 3 часов. Все предельно четко изложено, и мы укладываемся в эти сроки. В свою очередь, компании должны подать все необходимые документы, чтобы получить необходимое разрешение. Если документы подали утром, то получают разрешение вечером. Но зачастую бывает так, что документы направляются в пятницу вечером, соответственно, на стол на подпись они приходят в субботу. Конечно, просим делать это как можно раньше, но просьбы не всегда выполняются бизнесменами.

Если говорить о задержках в оформлении, то они связаны с тем, что подаются неполные пакеты документов, члены команд судов под туркменским и иранским флагами часто прибывают без заграничных паспортов и виз, хотя этот момент строго оговорен законодательством.

Если будет выработан новый механизм и упрощен порядок прохождения судов, то пограничное управление будет выполнять условия. Губернатор области Александр Жилкин проводил совещания с заинтересованными сторонами, все участники пришли к выводу, что это компетенция правительства РФ.

Что касается проводки караванов. В декабре мы проводили совещание, на котором определили порядок действий пограничного управления за судами. Документ был направлен во все заинтересованные организации. Затем, обсудили на совещании при губернаторе, замечаний существенных не поступило. Четко оговорили, что суда могут останавливаться во время шторма, в случае болезни членов экипажа, спада уровня воды, проведении дноуглубительных работ. Капитаны уведомляют портовые службы и мы можем проверить их. Для чего эта тема поднимается? Ранее имелись случаи, когда недобросовестные капитаны останавливались, чтобы продать излишек топлива. Кроме того, при остановки без уведомления сложнее пресечь контрабанду товаров, наркотиков, оружия.

- Судовладельцы также жалуются на то, что при оформлении нельзя вставать у причальной стенки борт к борту, хотя раньше таких требований погранслужба не выдвигала?

- Вставать к причальной стенке в два борта запрещено, ведь снижается уровень контроля. Система пограничного контроля выстроена так, что определенное число нарядов осуществляет за одним судном. Там, где сами владельцы порта организовали видеонаблюдение, есть достаточное число нарядов, там мы идем на уступки. Но где нет такой возможности, мы не имеем право делать поблажки.

Могу сказать одно - по этому вопросу официальных жалоб со стороны судовладельцев с начала года не было, ни одной.

- С начала года сотрудники погрануправления в районе военного полигона Ашулук в Харабалинском районе области неоднократно находили бесхозные боеприпасы, в том числе нашли ящик тротила. Опасных находок стало меньше?

- Действительно, ситуация заставляет задуматься. С начала года было зарегистрировано семь случаев обнаружения нашими сотрудниками боеприпасов, изъято 328 единиц боеприпасов и 65 кг взрывчатых веществ, в том числе ящик с 22 кг тротила. Отдел пограничного управления в городе Харабали постоянно мониторит ситуацию, проводит разъяснительную работу с населением. Мы, получая информацию о закладках, передаем информацию в штаб полигона. Я лично встречался с руководством полигона, офицеры меня заверили, что сделают все возможное, чтобы исключить возможность возникновения подобных случаев. Но сборщики металлолома, несмотря на многочисленные беседы и разъяснения, идут и собирают остатки снарядов. Рискуют жизнью, конечно. Не так давно подорвался молодой человек, местный житель. Думали, что этот случай остановит. Нет, не напугал.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин обратился к министру обороны с просьбой направить саперов для зачистки территории от боеприпасов, а пока мы будем продолжать свою работу в этом направлении.

- Вячеслав Васильевич, поговорим об условиях службы сотрудников. Сколько жилья было построено в прошлом 2012 году, сколько планируется ввести в 2013 году?

- Наши сотрудники живут в комфортных условиях. В 2012 было закончено строительство пункта базирования пограничных сторожевых кораблей, на территории которого разместились общежития на 174 койкомест - там в основном живут холостые сотрудники. В канун года был введен жилой дом в Астрахани на 99 квартир, два дома на 108 и 114 квартир. Также на 2013 год запланированы проектно-изыскательские работы на строительство дома на 108 квартир. Есть программа развития погранслужбы, обустройства границ. В рамках программы до 2020 года запланировано строительство жилых домов в Астрахани на 460 квартир, в Красном Яру - на 96 квартир, в Икряном - на 21 квартиру, в поселке Володарском - на 50 квартир и в поселке Верхний Баскунчак - на 16 квартир. Все строительство реализуется на федеральном уровне и к 2020 году сотрудники погрануправления полностью будут обеспечены жильем.

Руководство пограничной службы уделяет значительное внимание к работе управлений, ведется техническое обеспечение. Было принято решение о строительстве жилого 36-квартирного дома и административного здания пограничного отдела в Калмыкии. Техзадание разработано, планируем летом начать закладку фундамента и строительство, завершить в 2014 году. Основная функция отдела в Калмыкии не допускать выхода в море рыболовецкий судов, пресечение деятельности браконьеров. Также участок позволяет пресекать незаконную миграцию. Поэтому придается большое значение оснащению отдела, созданию бытовых условий для жизни и работы наших сотрудников.

Кроме того, работает так называемая военная ипотека. Сотрудники, которые заключили контракт на прохождение службы с 1 января 2002 года, имеют право на включение в ипотечную систему. Таким способом уже приобрели жилье 132 сотрудника нашего управления, более 100 сотрудников обратились с заявлением на получением ипотечного свидетельства. В среднем 5-6 семей празднуют новоселье.

- Вы, как руководитель пограничного управления, как оцениваете боевой дух сотрудников управления?

- Тесты показывают, что пограничники чувствуют себя на службе комфортно. Сегодня нельзя уже говорить о том, что бытовые и финансовые проблемы находятся на первом месте, а служба на втором. Мои подчиненные находятся в полной готовности к службе двадцать четыре часа в сутки. А как по- другому? На сухопутных, морских участках, пунктах пропуска скучать не приходится, постоянно изменяем тактику противодействия нарушителям границы. Уделяем внимание физической подготовке - при патрулировании на воде нужно уметь стрелять с качающего от волн борта и не убить человека, и сотрудник пограничной службы должен быть в хорошей физической форме, без "пивного" живота, посмотрите на меня. Я сам физически подготовлен, подготовлены заместители. Поэтому имею право строго спрашивать с подчиненных. Вообще, могу сказать с гордостью, что результаты работы показывают, что подготовка наших сотрудников достойная. Мне как руководителю управления за коллег не стыдно.

interfax-russia.ru