Информация о состоянии законности в сфере охраны здоровья детей на территории г.Астрахани в 2013 году.
Прокуратурой г. Астрахани по итогам работы за 7 месяцев 2013 года проведен анализ состояния законности в сфере охраны здоровья детей. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что организация медицинской помощи детям в г. Астрахани сопровождается не без нарушений действующего федерального законодательства.
В частности, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не в полной мере осуществляются мероприятия по обеспечению прав детей на охрану здоровья. Прокурорский надзор показывает, что нарушения законодательства допускаются как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях здравоохранения.
Вопреки требованиям ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», обязывающей образовательные учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в ряде учреждений такие условия не созданы.
В частности, не во всех учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, организовано медицинское обслуживание учащихся. В частности, в профессиональном училище №3 г. Астрахани медицинское обслуживание учащихся осуществляется на основании договора с учреждением здравоохранения, однако, на протяжении длительного периода времени медицинская сестра в учреждении отсутствует.
В одном из городских профессиональных лицеев отсутствует договор с учреждением здравоохранения на оказание медицинских услуг. В профессиональном училище №1 г. Астрахани нарушены условия хранения лекарственных средств.
В связи с допущенными нарушениями приняты меры прокурорского реагирования.
Выявлены не единичные нарушения законодательства об охране здоровья детей в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования детей.
В отсутствии необходимого сертификата о повышении квалификации осуществляла свою деятельность в МБДОУ «Детский сад №116» г. Астрахани старшая медицинская сестра.
Установлены нарушения в деятельности ООО «Карусель», осуществляющим деятельность по присмотру за детьми, выразившиеся в том, что ежедневный прием детей в ясельную группу производился в отсутствие медицинского работника. Кроме того, 7 работниками не пройден обязательный медицинский осмотр. В связи с выявленными нарушениями приняты меры прокурорского реагирования. Вскрыты факты непринятия ответственными работниками мер по организации оказания детям первой медицинской помощи в случае получении ими травм.
В ходе проверки выявлены также нарушения Правил хранения лекарственных средств в деятельности МБОУ г. Астрахани «Лицей №3». В частности, помещение для хранения лекарственных средств (процедурная) не оборудовано кондиционером и другим необходимым оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Не исполняются требования ст. 7 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающей дополнительные гарантии прав на медицинское обслуживание, в том числе на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ГБУЗ Астраханской области «Детская поликлиника №10» г. Астрахани при проведении диспансеризации таких детей записи осмотра педиатра сделаны без учета результатов проведенного обследования (лабораторных и УЗИ исследований), отсутствует заключение специалиста УЗИ у детей с не выявленной патологией.
Кроме того, в ГБУЗ Астраханской области «ОДКБ им. Н.Н. Селищевой» обнаружено, что при проведении диспансеризации детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не в каждом случае при оформлении заключений в медицинской карте указывается код заболевания по международной статистической классификации болезней. При оформлении карты диспансеризации одного из детей не указывается оценка нервно-психического развития.
Вместе с тем в учреждениях здравоохранения помимо прочих нарушений, допускаются нарушения трудового законодательства, а именно, обнаружено нарушение, связанное с несоблюдением ограничений, установленных ст. 315.1. Трудового кодекса Российской Федерации.
К примеру, в работе с детьми в Детской городской поликлинике №1 г. Астрахани допущен врач-терапевт, имевший судимость по ч. 1 ст. 119 Уголовно¬го кодекса Российской Федерации (угроза убийством), относящееся к категории преступлений против жизни и здоровья. В личных делах технического и вспомогательного персонала поликлиники отсутствует информация о наличии либо отсутствии судимости. Таким образом, не исключено, что доступ к детям имеют лица, ранее судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, к примеру, таких как умышленное убийство (детоубийство), изнасилование, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, педофилы и т.д.
Аналогичные нарушения выявлены в ряде других городских поликлиниках, в частности, в Детской городской поликлинике №3.
Также результаты проведенного анализа показывают, что не во всех случаях учреждения здравоохранения сообщают в органы внутренних дел, прокуратуры, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о фактах нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних учитывая, что такая обязанность вытекает из требований ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие органы профилактики о нарушении прав и свобод детей.
По всем выявленным нарушениям закона прокуратурой города, а также районными прокурорами областного центра приняты меры прокурорского реагирования. Помимо требований об устранении нарушений закона, поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц, в том числе руководящего звена к дисциплинарной ответственности. Процесс устранения нарушений находится на контроле.
С учетом сложившейся в минувшем периоде обстановки в сфере охраны здоровья детей, которая, как свидетельствуют результаты проведенного анализа, сопровождается не без нарушений действующего федерального законодательства, и требующей в этой связи незамедлительной и адекватной масштабам проблемы реакции всех заинтересованных уполномоченных органов, в том числе органов местного самоуправления. Мэру г. Астрахани направлена соответствующая информации о состоянии законности в указанной сфере и предложено тщательно проанализировать данный вопрос в целях выработки необходимых мер по выявлению причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям закона и принять в пределах компетенции конкретные меры, которые способствовали бы исправлению ситуации.
Прокурор города советник юстиции А.В. Петров,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 34 (543), 06.09.2013 г.